В россии могут появиться частные приставы

В стране могут появиться частные судебные приставы

В россии могут появиться частные приставы

Торгово-промышленная палата заканчивает разработку проекта закона “О частных судебных исполнителях”. В ближайшее время в палате пройдет итоговое общественное слушание законопроекта, после чего документ будет направлен в Минюст России.

Инициатива гарантирует: ни один гражданин не пострадает от ночного нецензурного звонка частного пристава, ни один подъезд должника не будет исписан неприличными надписями. Предполагается, что частные исполнители займутся исключительно делами, где должниками являются юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Владимир Путин подписал закон о реформе службы судебных приставов

Зато обычный гражданин вполне сможет прийти в контору частного судебного пристава, если надо получить, например, деньги с магазина или страховой компании, присужденные судом.

Так что обманутые потребители вполне могут протоптать народную тропу в будущую Федеральную палату частных судебных исполнителей. При условии, конечно, что предложение будет принято.

Предполагается создать систему, схожую с адвокатурой и нотариатом. Стать частным приставом сможет только гражданин в возрасте от 25 до 75 лет с высшим юридическим образованием и сдавший квалификационный экзамен. Иностранцев, судимых или имеющих какие-то психические заболевания в дело не возьмут.

Каждый частный пристав сможет открыть собственную контору и завести печать с гербом. При этом точно нет речи о приватизации или роспуске Федеральной службы судебных приставов. Палата частных приставов в случае создания станет скорее дополнением к действующей системе и возьмет на себя дела, которые сейчас находятся в мертвой зоне.

При нынешней огромной нагрузке на приставов множество судебных решений долго остается не исполненными.

Даже если делом будут полномочны заниматься частные приставы, у гражданина в любом случае останется выбор: идти с исполнительным листом к ним или в государственную службу.

Один из разработчиков законопроекта, член Общественного совета Федеральной службы судебных приставов РФ Алексей Кравцов, подчеркивает, что нельзя путать коллекторов и частных судебных исполнителей.

Обычный гражданин сможет прийти к частному приставу, если надо получить, например, деньги с магазина или страховой компании, присужденные судом

“К коллекторам частные приставы не имеют никакого отношения, – говорит он. – Коллекторы занимаются возвратом долгов без судебного решения, то есть на досудебной стадии”.

Суд запретил приставам вскрывать помещения частного музея в Москве

Так что у коллекторов своя сфера, у частных судебных исполнителей – своя.

“Частные приставы начинают работать, когда судебное решение вступило в законную силу и не исполнено добровольно”, – подчеркивает Алексей Кравцов.

Законопроект особо оговаривает, что частное судебное исполнение нельзя считать предпринимательской деятельностью. Так что, строго говоря, частный пристав не бизнесмен, а официальное лицо.

“Частный пристав будет работать только с теми должниками, которые зарегистрированы в границах субъекта России, где зарегистрирован сам частный пристав, рассказывает Алексей Кравцов. – Однако сами исполнительные действия он сможет проводить по всей стране, в зависимости от местонахождения имущества должника.

Единый Реестр частных приставов и их территориальная принадлежность будут размещены в общем доступе.

Стоимость услуг частного пристава будет составлять около 7 процентов от суммы возвращенных средств, а также из фиксированных платежей за совершение технических действий согласно символическим тарифам, утверждаемым палатой”.

По проекту стоимость услуг частного судебного исполнителя будет составлять 7 процентов от суммы взысканных средств. iStock/ Andrey Popov

Количество должностей частных судебных приставов будет ограниченным. Предполагается, что число вакансий определит министерство юстиции вместе с Федеральной службой судебных приставов и Федеральной палатой частных судебных исполнителей.

Кстати, сама идея создания системы частного судебного исполнения обсуждается очень давно.

По мнению экспертов, государственные приставы часто закрывают за невозможностью взыскания (то есть по сути бессильно разводят руками), даже такие дела, где что-то взыскать было вполне реально, если приложить время и силы.

Но времени у рядового пристава нет из-за громадной нагрузки. Одному приставу нередко приходится вести несколько тысяч дел, неудивительно, что к нему порой выстраиваются очереди.

С 2020 года будет повышен статус судебных приставов

Как рассказывает Алексей Кравцов, во многих странах исполнением судебных решений занимаются именно частные судебные приставы.

Они имеют лицензию местного министерства юстиции и даже наделены полномочиями проводить какие-то принудительные действия.

Например, такие исполнители вправе со своей лицензией частного судебного пристава и с исполнительным листом обратиться к судье и получить от него постановление на совершение всех необходимых исполнительских действий.

Частные судебные приставы смогут подключаться к защите потребителей, разыскивая тайные счета компаний-обидчиков

“Надо арестовать имущество? Обратился к судье, получил постановление на арест, – рассказывает Алексей Кравцов. – Надо войти в помещение для описи имущества? Обратился к судье, получил постановление на доступ в помещение. И т.д.

Стоит эта услуга за рубежом от 20 до 30 процентов от возвращенной суммы исполненного судебного решения. То есть оплата услуг происходит от результата. И все работает! К примеру, на сайте итальянского министерства юстиции размещен список из 360 лицензированных частных судебных приставов.

Получается, для того,чтобы система работала эффективно, необязательно она должна быть государственной. Она может быть и частной”.

Судебным приставам разрешат взламывать двери для проверки ремонта

Однако в наших реалиях многими экспертами представляется более подходящей комплексная система, когда действуют и государственная, и негосударственная службы.

Законопроектом также предусматривается принятие Кодекса профессиональной̆ этики частных судебных исполнителей, за нарушение негосударственных приставов будут привлекать к дисциплинарной ответственности и даже лишать статуса.

“Уверен, что данная инициатива имеет крайне важное значение, – полагает советник Федеральной палаты адвокатов Александр Боломатов. – Много лет практикующие юристы говорили, что введение в России общемировой практики по созданию частных судебных приставов совершенно необходимо.

Многие аспекты работы судебных приставов совершенно не требуют от приставов наличия статуса государственного чиновника, а скорее нуждаются в применении частной инициативы. Поиск искусственно сокрытого имущества должников, работа с кредиторами – это все виды деятельности, которые не требуют оказания именно государственных услуг.

С нетерпением ждем введения данного института, а также ожидаем, что лучшие мировые практики работы частных приставов будут восприняты нашей системой”.

Источник: https://rg.ru/2019/10/07/v-strane-mogut-poiavitsia-chastnye-sudebnye-pristavy.html

В россии могут появиться частные судебные приставы

В россии могут появиться частные приставы

Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с предложением создать в России институт частных судебных приставов.

Новость прозвучала на заседании Комитета РСПП по собственности и судебной системе.

Как сообщают информационные агентства, член бюро правления РСПП Михаил Фридман пообещал подготовить такой законопроект в ближайшее время. Сама идея обсуждается достаточно давно.

Ключевой вопрос и он же камень преткновения: какие могут быть полномочия у частников? Надо ли отдавать им права и возможности государственных приставов?

Мягкий и жесткий варианты

Есть несколько вариантов создания частной службы судебных приставов. Мягкий: чуть приподнять статус нынешних коллекторов, не давая им серьезных полномочий (эти люди и без полномочий смогли наломать достаточно дров, чтобы надолго испортить имидж профессии).

Согласно такому замыслу, частные приставы не отменят и не заменят государственную службу судебных приставов. В некоторых ситуациях вариантов не будет: должниками займется, как и сейчас, Федеральная служба судебных приставов. Например, нельзя отдавать на откуп частникам штрафы ГАИ.

Но в некоторых случаях у взыскателя, будь то гражданин или организация, появится выбор, к кому идти. Впрочем, РСПП предлагает гораздо более жесткий вариант.

Предполагается провести своего рода водораздел: здесь взысканием занимаются государственные приставы, здесь — частные. При этом по возможностям и те и другие будут равны или почти равны.

«Участники обсуждения считают необходимым установить четкое разграничение компетенции между государственной и частной системами исполнения при равном объеме их полномочий, установление жестких квалификационных требований и стандартов, осуществление государственного контроля за деятельностью частных приставов, их обязательное членство в саморегулируемой организации», — говорится в сообщении РСПП. Введение строгих требований предполагает, что никто не сможет просто так назвать себя частным приставом и начать взыскивать долги.

Надо будет сдать экзамены, получить разрешение, вступить в саморегулируемую организацию — своего рода федеральную палату частных приставов. Но допустимо ли, чтобы такой пристав мог ограничить право выезда за границу или заблокировать действие водительских прав? Здесь есть и тонкий юридический и идеологический момент: получится, что списки невыездных сможет пополнять частная структура.

И сколько бы ни говорили о строгих требованиях к частным приставам и контроле за ними, от факта не уйдешь: для них это прежде всего не служба, а бизнес.

Получится, что и Пограничная служба ФСБ, и ГАИ, и другие государственные службы будут обязаны выполнять постановления частных структур? Например, инспектор ГАИ — останавливать водителей, которых разжаловали в пешеходы частные судебные приставы.

Или даже отправлять на штрафстоянки машины должников, арестованные приставами-бизнесменами.

«Предлагаемая инициатива — это попытка приватизировать исполнение судебных решений в стране, — сказал «Российской Газете» доктор юридических наук Иван Соловьев. — Понятно, что бизнес-сообщество по многим причинам не устраивают действующие сегодня механизмы.

В условиях острого дефицита свободных средств и массового неисполнения финансовых и хозяйственных обязательств частный карманный пристав им просто необходим. Судя по всему, он мало чем будет отличаться от сегодняшнего коллектора, только с наделением его государственными полномочиями. Предполагаемое разделение компетенции с ФССП также весьма своеобразно.

С моей точки зрения, необходимо все-таки повышать эффективность государственной структуры, подтягивая их полномочия, увеличивая зарплату и численность судебных приставов».

При этом в различных федеральных ведомствах не раз выступали в поддержку мягкого варианта: когда серьезных полномочий у частных приставов не будет, но определенные права им дать возможно. А сферой деятельности частных приставов могут стать взыскания при коммерческих спорах.

В прошлом году Федеральная служба судебных приставов даже провела большую международную научную конференцию по вопросам взыскания долгов, и там обсуждались в том числе идеи создания частной службы судебных приставов.

Как подчеркивал тогда директор ФССП России Дмитрий Аристов, ведомство тщательно изучает международный опыт.

По его мнению, в первую очередь возможно вести речь о передаче споров, которые рассматриваются в третейских судах между юрлицами. Ведь по сути там стороны уже договорились решать свои проблемы в негосударственной системе.

При этом глава службы судебных приставов подчеркнул, что о передаче частным приставам всех исполнительных документов, а тем более решений судов, где сторонами выступают физические лица, даже в долгосрочной перспективе речи не идет.

Далеки от коллекторов

Если частные приставы и появятся, то только для работы с предпринимательским сообществом.

«Создание нового института, направленного на более активное и полное исполнение судебных решений, будет большим прорывом, — полагает адвокат Евгений Пугачев.

— Самое главное, чтобы фактически этот институт частных судебных приставов не скатился к «всероссийскому коллекторскому агентству» и коллекторским методам. Важным аспектом является и детальное разграничение полномочий между частными судебными приставами и существующей ФССП.

Полагаю, что передача частным приставам исполнения судебных актов, имеющих важное социальное значение, например по взысканию алиментов, будет неправильным».

За инициативой о создании службы частных судебных приставов — недовольство бизнеса работой службы судебных приставов. О необходимости создать институт частных судебных приставов еще в 2017 году заявили эксперты Центра стратегических разработок, который тогда возглавлял Алексей Кудрин.

Они подсчитали, что приставы добиваются возмещения 10 процентов долгов по кредитам, а ущерб от преступлений возвращают в 8 процентах случаев. «Система оценки работы, принятая в Федеральной службе судебных приставов, поощряет взыскание большого количества мелких долгов и не стимулирует работу с крупными, — отмечали эксперты ЦСР.

— А перегруженность бюрократическими процедурами и неэффективное распределение нагрузки сказываются на результатах работы приставов».

В РСПП считают, что частные судебные приставы были бы больше заинтересованы в исполнении решений суда.

«За то, чтобы получить такого рода услуги, компании готовы платить посредникам», — рассказала «Российской Газете» директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская.

По ее словам, контроль над частными приставами мог бы осуществляться в рамках лицензирования или саморегулируемых организаций.

Инициативу поддержала и Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). По словам ее директора Бориса Воронина, исполнительное производство во Франции, Италии, Бельгии, Польше, Нидерландах полностью отдано в частные руки.

В Великобритании, Германии, Испании, Швейцарии, Казахстане, Грузии, Армении, Турции действует смешанная система, когда полномочия в этой сфере поделены между государством и частниками.

Внедрение института частных судебных приставов привело к росту доли успешно оконченных исполнительных производств. В Литве, где частные судебные приставы появились в 2003 году, уже в первые два года на 23 процента выросла эффективность взысканий.

В Казахстане, где реформа была проведена в 2010 году, частные приставы взыскивают на 67 процентов больше долгов, чем государственные.

Источник: Российская Газета

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://delovoysaratov.ru/news/economics/v-rossii-mogut-poyavitsya-chastnye-sudebnye-pristavy-435645654/

«В России только 7 % судебных решений исполняется по-настоящему»: председатель Арбитражного Третейского суда Москвы о частных судебных приставах в интервью порталу ДОЛГ.РФ

В россии могут появиться частные приставы

Для «баланса справедливости» ряд ведущих образовательных учреждений России совместно с профессиональными юристами одобрили идею создания института частных судебных приставов.

По мнению экспертов, независимые органы взыскания смогут эффективнее работать и снизить нагрузку на государственные структуры. Перспективность Института частных судебных приставов была оценена Алексеем Кравцовым, председателем Арбитражного Третейского суда Москвы в интервью порталу Долг.РФ.

Алексей, начнем с общих вопросов. Что вообще будет представлять собой институт частных судебных приставов?

Юридически он будет называться «Институт негосударственных судебных исполнителей». По крайней мере, такое название закреплено в проекте закона. У меня есть опыт разработки законопроектов по третейскому судопроизводству. Потому я могу сказать, что нормативный акт, предложенный инициатором, и правовой документ, одобренный в III чтении в Государственной Думе РФ – это принципиально разные вещи.

Идея законопроекта пришла после анализа эффективности работы Федеральной службы судебных приставов (ФССП). По итогам 2018 года она составила 56-57 %, что для государственного органа считается нормальным.

При этом деятельность государственных судебных приставов оценивалась по тому, насколько качественно они взыскивали с должников штрафы за нарушения правил дорожного движения (75 % эффективности).

Это действительно не сложно, ибо деньги фактически списываются со счетов автовладельцев по «приказу» программы.

Куда сложнее дела обстояли с исполнением судебных решений. Там результативность государственных взыскателей составила всего 7 %. Представьте себе, в России только 7 % судебных решений исполняется по-настоящему.

Это означает, что вся судебная система, прокуратура, адвокатура нашей страны фактически работает на корзину, собирая множество бумажек, которые реальной силы не имеют и не защищают права ни граждан, ни организаций.

В итоге есть риск возвращения в «лихие 90-е», когда кредиторы учинят должникам самосуд или пойдут «выбивать» долги незаконными мерами.

С чем связана такая низкая эффективность ФССП?

В ходе исследования проблематики неисполнения судебных решений мною было выявлено 3 основные проблемы:

Первая – высокая нагрузка на судебных приставов. В среднем на одного государственного служащего приходится 3,5 тыс. исполнительных листов в единицу времени, равную 3 минутам.

Это означает, что за 3 минуты судебный пристав должен найти информацию об имуществе должника, найти его, наложить арест, провести иные мероприятия по одному делу. И это в отношении 3,5 тыс. исполнительных листов.

Физически это просто невозможно.

Во-вторых, недостаточная квалификация судебных приставов. Средний ежемесячный доход судебного пристава составляет 24 тыс. руб. На такую зарплату профессиональный юрист работать не пойдет. В связи с этим на работу берут сотрудников, отличающихся невысокими знаниями и компетенциями в сфере исполнительного производства.

Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Большая часть судебных приставов – это, как ни странно, экономисты, а не юристы. Действующий закон не запрещает этого.

Вдобавок, в ведущих ВУЗах России отсутствуют даже учебные программы, которые обучали бы юристов взаимодействовать с судебными приставами или разъясняли бы их права и обязанности.

И в-третьих, малые сроки работы с исполнительным листом – всего 2 месяца. Такое положение установлено в законе «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.

При этом судебная практика (в частности решения Верховного Суда (ВС) РФ) с 2015 года называет этот срок «не пресекательным».

Фактически это означает, что нормы закона № 229-ФЗ не исполняются, и судебный пристав имеет право работать с исполнительным листом вечно.

А почему Вы уверены, что частные судебные приставы справятся? Какие будут на них обязанности?

Основная задача частных судебных приставов будет состоять в том, чтобы помочь самому взыскателю эффективно вернуть долг. Фактически кредитору придется делать работу судебного пристава самому, а частный судебный пристав расскажет и покажет, будучи профессиональным юристом, как лучше всего это сделать.

Такой подход вызвал возмущение у большинства обывателей. Но ведь, если рассуждать логически, то через государственные структуры он получит удовлетворение только в 7 % случаев.

А если взыскатель будет сотрудничать с частным судебным приставом и займет активную позицию, то он сможет быстрее (и более вероятно) вернуть долг.

В процессе исследования я узнал, что в России практически не существует юристов, которые сопровождали бы исполнительное производство. С учетом того, что 93 % судебных решений не исполняется, а хотелось бы, чтобы они были выполнены, и было решено создать отдельный «класс» юристов, которые могли бы исполнять функции частных судебных приставов.

Как же в таком случае будут обучать частных судебных приставов?

Я лично разработал и преподаю учебный курс на эту тему. Он состоит из пяти блоков:

– Первый – порядок возбуждения исполнительного производства.

– Второй – особенности оперативно-розыскных мероприятий в отношении имущества должника. В архивах я узнал, что у человека или организации в собственности могут быть более 50 видов имущества. С ними я и хотел бы в будущем ознакомить частных судебных приставов.

– Третий – способы изъятия имущества у должника.

– Четвертый – оценка активов дебитора.

– Пятый – реализация имущества с торгов.

В первую очередь я начал разрабатывать учебный курс для юристов, чтобы быстрее исполнялись судебные решения.

Хорошо, с обучением все ясно, но за чей счет будут финансироваться частные судебные приставы?

Их заработок будет напрямую зависеть от их результативности. Пока стоит планка в 25 % от вернувшейся суммы долга. То есть, если частному судебному приставу удалось вернуть 100 тыс. руб., из них он получит 25 тыс. руб. за свою работу. Многие опрошенные мною коллеги решили, что это дорого.

И что они лучше обратятся к государственным судебным приставам, которые работают бесплатно. Но ведь тогда они только в 7 % случаев получат свое. С вероятностью в 93 % они останутся ни с чем. Тогда как частные судебные приставы заинтересованы во взыскании, поскольку от этого зависит их заработок.

Ведь лучше получить 75 %, чем 0 %, разве нет? Но, увы, многие мои коллеги все еще не понимают выгоды обращения к частному профессиональному взыскателю.

Хочу сказать, что ни в одной зарубежной стране мира нет государственных судебных приставов. Обязанности взыскания давно переложены на частные лица.

России остается лишь последовать их примеру, чтобы стать эффективнее в области возврата долгов. Разумеется, придется доработать систему получения лицензии частными судебными приставами.

И им, возможно, придется посещать суд, чтобы получить легальные полномочия на проведение всех мероприятий.

Алексей, а кто сможет стать частным судебным приставом?

Требования к частным судебным приставам будут не слишком строги. Фактически они чем-то схожи с требованиями к арбитражным управляющим.

Нужно, чтобы у кандидата был стаж юридической работы не менее 2 лет, отсутствие судимости, серьезных заболеваний и т.д. И, конечно, им придется проходить аккредитацию в уполномоченном органе.

Возможно, это будет какое-то из подразделений Министерства юстиции РФ.

А есть ли гарантии, что банки будут работать с частными судебными приставами, если им придется отдавать четверть от взысканного долга?

Если банк добросовестный, то да, он будет заинтересован в возврате денег.

А в случае, если они проводят рисковую кредитную политику, их контролирующие лица замешаны в мошеннических действиях, то услуга частных судебных приставов будет мало востребована, поскольку фактически банки заинтересованы в растягивании процесса возврата. Поскольку реальные активы были украдены. Аналогичное происходит и в крупных компаниях.

Так что этот институт будет больше востребован у субъектов малого и среднего предпринимательства и простых граждан. И, конечно, добросовестные крупные организации.

Мошенники будут продолжать обращаться к государственным служащим. При этом в законопроекте есть ограничения: частные судебные приставы смогут работать только с арбитражными спорами.

Это означает, что частные приставы пока что будут работать только с должниками-юридическими лицами.

А будут ли у частных судебных приставов помощники, какие бывают у арбитражных управляющих и государственных судебных приставов?

Да, наличие помощников установлено в законопроекте. Это станет хорошей стартовой площадкой для начинающих юристов, которые планируют посвятить карьеру профессиональному взысканию долгов. Будет очень интересно смотреть на становление «новой касты» юристов.

Алексей, а рассматривали ли Вы негативные сценарии? Например, что будет в случае, если частный судебный пристав найдет имущество у должника, а вот взыскателей окажется несколько, как будут делить найденное?

Конечно, такой вариант развития событий возможен. Ибо по статистике торговых площадок только 20 % имущества находят своих покупателей. На мой взгляд, в действующем законе об исполнительном производстве № 229-ФЗ, в этом отношении в законопроекте есть несправедливая недоработка.

Если имущество не удалось продать, то оно передается в собственность лицу, первому по счету возбудившему исполнительное производство. А вот если его удалось продать, то возникает вот какая проблема. После продажи активы делятся пропорционально между всеми взыскателями.

Большую часть денег получит тот взыскатель у кого наибольшие требования. Остальные кредиторы должника остаются ни с чем.

Потому частному приставу будет выгоднее работать с делами, где только один взыскатель. Самое неприятное для всех, что такие кредиторы могут появиться на любой стадии исполнительного производства. И прогнозировать их появление невозможно.

При таком нестабильном подходе к распределению денег, заинтересованность частных приставов будет неочевидной. Предлагается, вместе с принятием закона о частных приставах внести поправку в 229-ФЗ, чтобы всегда первый взыскатель, обратившийся с возбуждением дела, получал преимущественное право на получение денег.

В противном случае без этой поправки весь институт частных судебных приставов не будет иметь смысла.

Ознакомиться с правками, предложенными Алексеем Кравцовым в 229-ФЗ, читатели ДОЛГ.РФ могут здесь:

Источник: https://xn--c1abvl.xn--p1ai/articles/intervyu/v-rossii-tolko-7-sudebnykh-resheniy-ispolnyaetsya-po-nastoyashchemu-predsedatel-arbitrazhnogo-tretey/

Понятие закона
Добавить комментарий