В какой срок пристав рассматривает заявление взыскателя

Заявление на ознакомление с исполнительным производством

В какой срок пристав рассматривает заявление взыскателя

Что такое заявление об ознакомлении с исполнительным производством, в каких случаях оно составляется и подается?

Цель написания заявления на ознакомление с исполнительным производством очевидна. Взыскатель или должник вправе знакомиться с материалами на любой стадии совершения исполнительных действий.

Таким образом можно осуществлять контроль за работой судебного пристава, вовремя предоставлять недостающие документы, что будет способствовать более скорому и правильному исполнению судебного постановления. 

Право на ознакомление с исполнительным производством

После возбуждения исполнительного производства (заявление о возбуждении исполнительного производства) взыскатель и должник становятся сторонами исполнительного производства.

Право на ознакомление с материалами исполнительного производства закреплено в статье 50 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  1. Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.
  2. Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. 

Подача заявления об ознакомлении с исполнительным производством

Заявление об ознакомлении с исполнительным производством подается через канцелярию службы судебных приставов или направляется по почте. Такой вариант позволит иметь на руках доказательства того, что заявление действительно подавалось.

В некоторых случаях заявление можно отдать лично судебному приставу, который ведет исполнительное производство. Это возможно, если пристав сразу предоставит материалы для изучения или поставит письменную отметку о времени ознакомления с делом.

Знакомиться с исполнительным производством можно сразу после его возбуждения вплоть до его окончания, в том числе в ходе приостановления (заявление о приостановлении исполнительного производства). 

Сроки ознакомления с исполнительным производством

Согласно статьи 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление об ознакомлении с исполнительным производством рассматривается судебным приставом в течении 10 дней со дня подачи. По результатам рассмотрения выносится постановление, в котором должно быть указано время и место для ознакомления с исполнительным производством. 

Посоветуем в тексте заявлении указывать конкретную дату и время, когда Вы сможете ознакомиться с исполнительным производством.

Следует учитывать, что материалы для ознакомления судебный пристав-исполнитель должен выдать оформленными и подшитыми в дело, для чего ему нужно определенное время.

Поэтому вряд ли материалы исполнительного производства выдадут для ознакомления в день подачи заявления.

В нашей практике случалось, что единственным способом ознакомления с исполнительным производством была подача жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Уже в суде, куда материалы приставом предоставляются обязательно, можно было спокойно в ними ознакомиться.

Порядок ознакомления с исполнительным производством

Ознакомление с материалами исполнительного производства производится в помещении службы судебных приставов под контролем уполномоченного лица.

В ходе ознакомления материалы должны быть предоставлены для личного изучения. Можно читать документы, делать письменные выписки, снимать копии. Для снятия копий удобнее всего использовать фотоаппарат.

Время для ознакомления с исполнительным производством не ограничено. Очевидно, что оно будет проходить в течение рабочего времени судебных приставов. По окончании процедуры у заявителя отберут расписку об ознакомлении с исполнительным производством.  

Образец заявления об ознакомлении с исполнительным производством

В _____________________________(наименование отдела судебных приставов)от _____________________________(ФИО взыскателя, адрес, телефон) 

Заявление об ознакомлении с исполнительным производством 

В производстве службы судебных приставов находится исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного_________ (наименование суда, выдавшего исполнительный документ) «___»_________ ____ г. по делу _________ (указать наименование дела) с предметом исполнения _________ (указать предмет исполнения, ФИО взыскателя и должника).

На основании статьи 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.

Ознакомиться с исполнительным производством мне необходимо в срок до «___»_________ ____ г., поскольку _________ (указать причины необходимости ознакомления до указанной даты).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

Прошу: 

  1. Ознакомить меня с исполнительным производством «___»_________ ____ г. в ____ час.
  2. Разрешить снять копии с материалов исполнительного производства. 

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г.                            Подпись _______

Скачать образец заявления: 

  Заявление на ознакомление с исполнительным производством

Источник: https://vseiski.ru/zayavlenie-na-oznakomlenie-s-ispolnitelnym-proizvodstvom.html

Заявление о прекращении исполнительного производства от должника: оформление | Правоведус

В какой срок пристав рассматривает заявление взыскателя

Наравне с другими основаниями, для окончания процедуры по взысканию имеет место быть заявление о прекращении исполнительного производства от должника.

В нашей статье мы рассмотрим, в каких ситуациях возможно прекращение производства по заявлению должника и как это можно осуществить.

Завершить исполнительное производство, возбужденное в отношении должника, может как судебный пристав-исполнитель, так и непосредственно судебный орган. Последний правомочен завершить производство, если:

  • должник или взыскатель скончался и свойство обязательств таковы, что они не могут быть унаследованы наследниками умершего;
  • потеряна возможность совершения должником действий, необходимых для исполнения обязательств;
  • взыскатель отказывается принять вещь, конфискованную у должника, в счет исполнения обязательств;
  • имеются иные основания, предусмотренные законом.

Прекращение приставом исполнительного производства осуществляется в следующих случаях:

  • если судом принято решение о прекращении исполнения; либо принят отказ взыскателя от взыскания; либо отменен документ, на основании которого был выдан исполнительный лист; либо утверждено мировое соглашение между сторонами производства;
  • если организация должник или взыскатель была исключена из реестра юридических лиц – официально ликвидирована;
  • если исполнительный лист был выдан в отношении ребенка, противозаконно ввезенного в Россию, и в период проведения мероприятий ребенок достиг возраста, не позволяющего проводить в его отношении исполнение;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Завершить процедуру взыскания можно заявлением должника о прекращении исполнительного производства, в случаях, если:

  • между взыскателем и должником достигнуто мировое соглашение;
  • превышен срок для данного вида исполнения, установленный законом;
  • взыскатель умер, а его наследники не могут унаследовать право требования по конкретному исполнительному производству;
  • базовый документ, на основании которого был выдан исполнительный лист, был отменен.

Прекращение исполнительного производства: последствие

В соответствии со статьей 44 Закона об исполнительном производстве прекращение процедур исполнения имеет ряд последствий:

  1. При прекращении производства приставом отменяются все исполнительные мероприятия в отношении должника, в том числе, снимается арест с собственности, а также отменяются иные наложенные ограничения, например, запрет на пересечение границы, при этом в документах ставится отметка, что обязательства исполнены полностью или частично.
  2. Как правило, прекращение исполнительного производства влечет одномоментно возбуждение нового о взыскании невыплаченных исполнительных сборов и иных расходов. Исключением могут быть ситуации, когда отменен судебный документ, который являлся основанием для выдачи исполнительного листа. Стоит отметить, что возбуждение производства о взыскании сборов может сохранить все ограничения, которые были применены к должнику ранее.
  3. Документы, которые сопровождают мероприятие по прекращению исполнительного производства, обязательно направляются всем сторонам дела, в судебные органы, а также в организации, проводящие исполнение ограничительных мер в отношении должника. Срок направления документов для судебного пристава-исполнителя составляет 3 дня.

Важно! В случае завершения исполнительного дела, исполнительный лист либо иной документ, который являлся основой для осуществления процедуры взыскания, остается в материалах дела и не подлежит повторному применению.

Правила написания заявление о прекращении производства на имя судебного пристава

Заявление о прекращении исполнительного производства от должника на имя пристава пишется в свободной форме, но при этом необходимо документ составить так, чтобы дать возможность приставу оценить всю серьезность наступивших обстоятельств. Формулировка заявления должна быть понятной и четкой, что позволит разрешить вопрос положительно. Заявление на имя пристава должно иметь следующую структуру:

  • Указывается наименование подразделения, куда направляется документ, данные пристава-исполнителя, рассматривающего дело, и информация о заявителе с контактными данными (в верхнем правом углу).
  • Посередине листа пишется название документа.
  • Основной текст составляется в виде сообщения о том, что в производстве пристава находится дело (указывается номер дела и дата возбуждения) о взыскании с должника в пользу взыскателя (указываются данные обеих сторон). Также указываются данные по основному документу, на основании которого было возбуждено исполнительное производство.
  • С новой строки необходимо описать просьбу о прекращении производства и перечислить обстоятельства, которые позволяют это сделать.
  • Прописать перечень приложений к заявлению – это документы, подтверждающие наступление обстоятельств, предоставляющих право принять решение о прекращении исполнения.
  • Документ завершается датой и подписью должника.

Судебный пристав-исполнитель в течении 3-х дней с момента поступления заявления от должника должен рассмотреть его и принять решение о прекращении дела.

Правила написания заявление о прекращении производства в суд

Форма и содержание такого заявления практически не отличается от документа, который можно подготовить на имя пристава. Единственным отличием является адресат в шапке заявления, которым непосредственно будет выступать районный или арбитражный суд.

Заявление о прекращении исполнительного производства направляется в тот районный суд, где свою деятельность осуществляет судебный пристав исполнитель по конкретному производству. Суду дается 10 дней для рассмотрения данного заявления, при этом о заседании должны быть оповещены все стороны дела и пристав.

Однако, если кто-то из оповещенных не явится в суд в назначенный день, заявление все равно будет рассмотрено.

В случае если стороной процедуры взыскания является организация или индивидуальный предприниматель, то обращаться с заявлением о прекращении производства следует в арбитражный суд, который выдал исполнительный документ, либо в районе, где осуществляет свою деятельность пристав, ведущий дело. Арбитражный суд также рассматривает дело в течении 10 дней.

Отличие окончания исполнительного производства от прекращения

Окончание производства по делу о взыскании долга является завершением производства, обусловленное осуществлением предписаний исполнительного документа и имеет следующие характерные признаки:

  1. окончание является исключительной прерогативой пристава-исполнителя;
  2. процедура допускается в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Перечень оснований, по которым осуществляется окончания производства по делу о взыскании, является исчерпывающим. Выделяется три основных направления:

  • окончание производства в связи с фактическим исполнением документа – пункты 1,2 части 1 статьи 47 ФЗ об исполнительном производстве;
  • возвращение исполнительного листа в соответствии со статьей 46, пунктами 3-4 части 1 статьи 47 ФЗ:
    • по заявлению взыскателя;
    • когда нет возможности установить местонахождение должника и его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и ценностей, за исключением случаев, когда закон предусматривает розыск должника и его имущества;
    • когда невозможно исполнить обязывающий должника совершить действия или воздержаться от действий, исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;
    • если должник не имеет имущества, на которое можно обратить взыскание, и все принятые приставом меры по отысканию его имущества оказались безрезультативными;
    • в случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, которое не было реализовано в принудительном порядке;
    • когда взыскатель своими действиями препятствует исполнению документа;
    • если должник, не уплативший административный штраф, является гражданином другого государства или лицом без гражданства и на основании судебного решения выдворен за пределы РФ;
  • окончание производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6-9 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве:
    • при признании должника банкротом и направлении исполнительного документа арбитражному управляющему;
    • при ликвидации должника-организации и направления исполнительного листа в ликвидационную комиссию;
    • при направлении копии исполнительного листа в организацию для удержания периодических платежей;
    • при истечении срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа по делу об административном правонарушении, независимо от факта исполнения этого документа.

При наличии оснований, предусмотренных п. 1,2,8 и 9 части 1 статьи 47 Закона, подлинник исполнительного листа остается в оконченном исполнительном производстве, поскольку право взыскателя на повторное предъявление документа будет утрачено. В остальных случаях в исполнительном деле остается только копия документа.

Постановление об окончании исполнительного производства обязательно должно содержать указание на полное или частичное исполнение требований, которые в нем содержатся.

В случае, если выносится постановление об окончании сводного производства при солидарном взыскании, в документе указывается, с какого должника и в каком размере осуществлено взыскание.

Важно! Если имущество должника было обнаружено на территории, на которой полномочия судебного пристава, ведущего производство, не распространяются, дело не оканчивается, а передается в другое подразделение, при этом ограничения для должника не отменяются. Кроме того, ограничения сохраняются за должником и после окончания исполнительного производства по вновь возбужденному производству по неисполненным полностью или частично исполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сборов.

При окончании производства о взыскании периодических платежей на основании пункта 8 части 1 статьи 47 ФЗ пристав вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления средств по исполнительному листу. В случае необходимости повторного совершения действий и применения мер исполнительного характера постановление об окончании производства может быть отменено старшим приставом или его заместителем.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/civil/zayavlenie-o-prekrashhenii-ispolnitelnogo-proizvodstva-ot-dolzhnika/

Суды на страже интересов судебных приставов-исполнителей

В какой срок пристав рассматривает заявление взыскателя

/ Архив номеров / № 8 (48) 2015 /Статья Суды на страже интересов судебных приставов-исполнителей

Основной задачей судебных приставов-исполнителей является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Однако, нередки случаи, когда судебные приставы-исполнители вместо того, чтобы вставать на защиту прав взыскателя, напротив, активно их нарушают путем незаконных действий, либо, что чаще встречается, бездействий: не реагируют на письменные обращения взыскателей, их просьбы, не предоставляют им информацию о ходе исполнительного производства, а также не совершают никаких реальных действий, направленных на взыскание задолженности с должника.

Ксения Перминова, помощник юриста
ООО «Юридическая контора «ЮРИКО»

Как же быть в такой ситуации? Ведь все это приводит к тому, что в течение длительного времени не происходит существенных продвижений в исполнительном производстве, долг на протяжении длительного периода должником не погашается.

Напомним, что ст.ст.

121-123 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что незаконные действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями) в порядке подчиненности старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, заместителю главного судебного пристава Российской Федерации, главному судебному приставу Российской Федерации.

Но, к сожалению, практика показывает, что жалобы на незаконные действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей, поданные в порядке подчиненности, чаще всего остаются без внимания, и уже нарушенные права взыскателя вновь нарушаются, но уже со стороны вышестоящих должностных лиц.

В подобных ситуациях у взыскателя не остаётся иных способов защиты своих прав, кроме как обратится за судебной защитой с требованием о признании действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей незаконными.

В настоящее время дела о защите нарушенных прав и интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, регулируются главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как же разрешаются такие дела на практике? Нами было подано порядка 30 жалоб о признании действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей незаконными, 27 из них были оставлены судами без удовлетворения, лишь 3 жалобы были удовлетворены частично.

В связи с такой неутешительной статистикой, был проведен анализ вынесенных судом решений об отказе в признании незаконными действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей. По итогам изучения указанной практики выявлено несколько причин, послуживших основанием для отказа в удовлетворении жалоб на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей:

1. Вновь обратимся к ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления и принимает решение об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайств.

Нередки случаи, когда взыскатель обращался к судебному приставу-исполнителю с ходатайствами о предоставлении информации, либо с запросами о совершении исполнительных действий и в течение нескольких лет не получал на них ответы.

В связи с нахождением взыскателя в другом субъекте Российской Федерации, направление письменных обращений судебному приставу-исполнителю – это единственная возможность для получения информации о ходе исполнительного производства.

Однако, в результате длительных безнадежных ожиданий взыскатель, реализуя свое право на судебную защиту, обращается в суд с жалобой на бездействие судебного пристава-исполнителя и получает отказ в ее удовлетворении, так как судом установлено, что ответы на ходатайства судебным приставом-исполнителем были направлены в адрес взыскателя в установленный законом 10-дневный срок, что подтверждается реестром отправки исходящей корреспонденции. Либо доказательства отправки отсутствуют, так как ответ был направлен посредством факсимильной связи. Что это за реестр отправки исходящей корреспонденции и почему в адрес взыскателя не поступают ответы от судебного пристава-исполнителя остается непонятным, как, впрочем, остается непонятным и тот факт, почему суды принимают во внимание голословные доводы приставов о том, что они направляли ответы на ходатайства без надлежащих доказательств такой отправки.

2. Если взыскатель обращался в службу судебных приставов с заявлением об объединении исполнительных производств в сводное, но никаких действий по исполнению данного заявления судебным приставом-исполнителем не производилось, то, обжалуя данное бездействие в суде, взыскатель опять же получает отказ.

В данной ситуации суд в своем решении указывает, что судебный пристав-исполнитель предоставил копии документов, согласно которым исполнительные производства были объединены, а копия постановления была направлена в адрес взыскателя, что подтверждается реестром отправки исходящей корреспонденции.

Возникает вопрос, почему прав судебный пристав-исполнитель, если взыскатель не получил копию постановления об объединении исполнительных производств в сводное в течение длительного времени, и в базе данных исполнительных производств, размещенной на официальном сайте Службы судебных приставов, отсутствует информация об объединении исполнительных производств в сводное?

3. Согласно ч. 1 ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны вправе знакомиться с материалами исполнительного производства. Однако, нередки случаи, когда взыскатель находится в одном субъекте Российской Федерации, а исполнительное производство ведется в другом.

В данном случае взыскатель, реализуя свое право на ознакомление с материалами исполнительного производства, обращается к судебному приставу с запросом о предоставлении информации.

Но ответа на свое обращение взыскатель не получает, и при последующем обращении в суд взыскателю вновь отказывают в удовлетворении жалобы, так как суд устанавливает, что указанная выше норма не обязывает судебного пристава-исполнителя направлять информацию о ходе исполнительного производства взыскателю, а предусматривает право на получение информации о его ходе из непосредственного участия в нем. Но при этом судом не учитывается тот факт, что взыскатель находится в другом субъекте Российской Федерации и ознакомление с материалами дела посредством явки на прием в отдел судебных приставов для него является затруднительным. Единственная возможность – это получить ответ по почте, ведь законом предусмотрено, что приставы обязаны предоставлять ответы на запросы взыскателя.

4. Еще одним основанием для отказа в удовлетворении жалоб на действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей является кадровая перестановка в отделе судебных приставов.

Так, в одном из решений суд ссылается на то, что на момент поступления запросов, ходатайств, жалоб начальник отдела был снят с должности, ввиду чего было невозможно осуществить надлежащий контроль за входящей корреспонденций.

И вновь непонятно: почему кадровые перестановки могут считаться достаточным основанием для нарушения прав взыскателя? Законом не предусмотрены случаи, когда в результате кадровой перестановки срок для ответа на запросы и ходатайства может продлеваться.

В конце концов, судом должны быть установлены иные лица, которые должны были осуществлять надлежащий контроль за корреспонденцией в отсутствие начальника, и их действия должны быть признаны незаконными.

5. Также следует обратить внимание и на то, что еще одним из оснований для отказа в удовлетворении жалобы о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя послужил вывод суда о том, что незначительное нарушение сроков возбуждения исполнительного производства не нарушает прав заявителя. Но как такое возможно, если ст.

30 ФЗ «Об исполнительном производстве» четко установлен 3-дневный срок для возбуждения исполнительного производства и его нарушение судебным приставом-исполнителем автоматически приводит к нарушению прав взыскателя.

Кроме того, копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства должна быть направлена взыскателю не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.

Но на деле получается, что пристав не выполняет данную обязанность, взыскатель не получает копию постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный законом срок и, несмотря на все перечисленное, суд встает на сторону приставов и вновь отказывает взыскателю в удовлетворении жалобы.

6.

Также в решениях об отказе в удовлетворении жалоб на действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей суд указывает на то, что судебным приставом-исполнителем принимаются все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа: направляются запросы в кредитно-банковские учреждения, регистрационные органы, компании сотовой связи, осуществляется выход по месту жительства должника, производится розыск и арест его имущества, а также ограничивается выезд должника за пределы РФ. Данные факты судебный пристав-исполнитель подтверждает материалами исполнительного производства. Но почему же он не ставит в известность взыскателя обо всех исполнительных действиях, не вызывает его на совершение исполнительных действий, не направляет в адрес взыскателя постановления и иные документы, подготовленные по результатам совершения исполнительных действий, а также почему в результате таких активных действий пристава длительное время не происходит никаких продвижений в исполнительном производстве – для взыскателя также остается загадкой.

В завершение всего вышеизложенного можно с уверенностью говорить о том, что суды при обжаловании действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей встают на их сторону и находят множество оснований для того, чтобы отказать взыскателю в удовлетворении жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя.

После получения отказа в удовлетворении жалобы на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя у взыскателя не остается никаких способов защиты своих прав, так как практика показывает, что суд апелляционной инстанции, рассматривая жалобу на судебное решение, оставляет ее без удовлетворения, а решение – без изменения.

И в итоге складывается ситуация, что после использования всех возможных способов защиты (направление жалобы в порядке подчиненности, подача жалобы в суд, обжалование решения суда) взыскателю не удается восстановить свои права, так как ни вышестоящие должностные лица службы судебных приставов, ни суды не выступают в защиту его прав: задолженность остается непогашенной, никаких продвижений в исполнительном производстве не происходит, ответы на запросы и ходатайства в адрес взыскателя не поступают и информацией о ходе исполнительного производства он также не обладает.

Всё вышесказанное говорит о явных проблемах в исполнительном производстве. На наш взгляд, все бездействия судебных приставов связаны с их чрезмерной загруженностью: большое количество дел, которое находится у них в производстве, негативно влияет на качество работы по исполнительному производству.

Кроме того, отсутствие профессиональной мотивации в работе судебных приставов-исполнителей приводит к тому, что они ограничивают свою работу лишь формальным подходом к исполнению своих обязанностей, без их реального исполнения. Иными словами, в данном случае происходит лишь процесс ради процесса, который не нацелен на получение результата.

В итоге получается, что должник по исполнительному производству находится в более выгодном по отношению к взыскателю положении, так как чрезвычайная загруженность судебных приставов, отсутствие заинтересованности в исходе дела приводят к увеличению срока исполнительного производства, а обоснованные жалобы на неправомерные действия (бездействия) судебных приставов остаются без удовлетворения.

Такой порядок вещей, безусловно, противоречит общему смыслу гражданского законодательства и закона «Об исполнительном производстве», направленному на защиту в равной степени как интересов взыскателя, так и интересов должника.

ООО Юридическая контора  «Юрико»

620078, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д.16, 

оф. 724 Бизнес-центре «Манеж»

Тел. (343) 379-42-15 (16) факс (343) 379-42-19

 e-mail: info@uriko.ru     

сайт: www.uriko.ru  ЮРИКО.рф

: Правовая газета «Статус» № 8 (48) 2015 С. 4-5

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

Источник: http://gazeta-status.ru/article.php?id=271

Сроки в исполнительном производстве

В какой срок пристав рассматривает заявление взыскателя

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

В законодательстве об исполнительном производстве установлены следующие сроки:

  • Сроки совершения исполнительных действий. Содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы, являясь самостоятельными исполнительными документами, могут быть предъявлены к исполнению также в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

  • Трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя со дня его поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Десятидневный срок рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа (ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Трехдневный срок рассмотрения старшим судебным приставом или его заместителем вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Двухмесячный срок, в течение которого должны быть проведены торги. Данный срок подлежит исчислению со дня получения организатором торгов имущества для реализации (ч. 1 ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Двухмесячный срок, в течение которого может выставляться заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг (ч. 6 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Шестидесятидневный срок, в течение которого судебным приставом-исполнителем должно быть исполнено содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление (ч. 4 ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Десятидневный срок, в течение которого подается жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие). Срок исчисляется со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий или бездействии (ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности. Такая жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления (ч. 1 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Месячный срок для привлечения судебным приставом-исполнителем оценщика для проведения оценки, который исчисляется со дня обнаружения имущества должника (ч. 2 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Пропуск установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в принятии исполнительного документа к исполнению (п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Право на обращение в суд с заявлением о восстановлении этого срока предоставлено только взыскателю (п. 1 ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т.е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам, перечисленным в ст.

12 ФЗ «Об исполнительном производстве», пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Судебный пристав-исполнитель может устанавливать следующие сроки:

Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем

  1. Срок для добровольного исполнения, который определяется судебным приставом-исполнителем, однако по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  2. Срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  3. Срок приостановления исполнительного производства. Исполнительное производство приостанавливается, в том числе судебным приставом-исполнителем, до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительное производство:

Загрузка…

Источник: https://legalquest.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/sroki-v-ispolnitelnom-proizvodstve.html

Замена стороны на стадии исполнения судебного акта: что необходимо учесть?

В какой срок пристав рассматривает заявление взыскателя

Главной целью любого судебного разбирательства является разрешение спора путем вынесения законного и исполнимого судебного акта. Но его принятие в большинстве случаев — только первый этап на пути получения ожидаемого результата.

Все же главной целью лица, в пользу которого принят данный документ, является его исполнение. На этой стадии может возникнуть ряд сложностей, в том числе и в связи с необходимостью замены стороны: как взыскателя, так и должника.

Основные подводные камни этого процесса и способы избежать их на примерах исполнения актов арбитражных судов рассмотрим в материале.

Идеальной представляется ситуация, когда для исполнения вынесенного акта не требуется применения процедур принудительного исполнения, например в случае добровольной выплаты присужденной суммы.

Но, к сожалению, на практике в большинстве случаев требуется принудительное исполнение, в частности обращение в Федеральную службу судебных приставов, а в случае взыскания денежных средств — в кредитную организацию.

По смыслу Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнение судебного акта является неотъемлемой частью судебного процесса. Данное правило абсолютно логично, так как важен не сам судебный процесс, а его результат — восстановление нарушенных прав и законных интересов участников разбирательства.

Иное означало бы потерю связи между судом как органом, наделенным полномочиями на разрешение возникающих споров, и непосредственным исполнением судебного акта как внешним выражением результата разрешения спора.

Суд на данной стадии в большей степени наделен функциями контроля и разрешения организационных вопросов.

Указанное является не праздным теоретическим рассуждением, а имеет сугубо практическое применение.

Если исполнение судебного акта является стадией судопроизводства, то логичным является распространение в отношении исполнения норм о правопреемстве, предусмотренных процессуальным законом, в частности ст. 48 АПК РФ. В части 1 обозначенной статьи указано, что правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, следовательно, и при исполнении судебного акта.

В случае если происходит принудительное исполнение, то корреспондирующей нормой к положениям АПК РФ выступает ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Цитируем документ

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав — исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Статья 52 Закона об исполнительном производстве

При этом более важным в данном случае является не лицо, производящее замену, а основание такой замены. В соответствии с действующим законодательством единственным способом осуществить правопреемство на стадии исполнения судебного акта является получение судебного акта о правопреемстве (п. 1 ч. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве).

Указанный вывод дополнительно подтвердил Пленум Верховного суда РФ в п. 27 постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — постановление № 50).

Цитируем документ

В случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (ст. 44 ГПК РФ, ст. 44 КАС РФ, ст. 48 АПК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве).

Пункт 27 постановления № 50

Правило о необходимости судебной замены лица справедливо и для исполнения судебного акта кредитной организацией.

Так как банк должен исполнять именно судебный акт, то замена стороны также происходит в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

При этом стоит отметить, что Закон об исполнительном производстве регулирует принудительное исполнение не только со стороны приставов, но и со стороны кредитных организаций.

В каких случаях необходима замена и как она производится?

Правопреемство — достаточно распространенный институт гражданских правоотношений. При этом закон не делает каких-либо отличий при замене стороны как в случае универсального, так и в случае сингулярного правопреемства. Необходимость замены стороны на стадии исполнения судебного акта может возникнуть в случае наследования, реорганизации юридического лица, уступки права требования и т.д.

Инициатором замены стороны на стадии исполнения может выступать судебный пристав — исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства. Соответствующее заявление подается вне зависимости от того, выдавался исполнительный лист или нет, так как данный факт не может ограничить права лиц на правопреемство.

В постановлении № 50 указано, что вопрос о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства суды рассматривают, применяя положения АПК РФ об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения (ст.

324 АПК РФ). Данный порядок подразумевает извещение судебного пристава — исполнителя, стороны исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника. Нарушение порядка извещения указанных лиц является основанием для отмены судебного акта.

Судебный пристав — исполнитель не привлекается к рассмотрению заявления, если исполнительное производство не возбуждено и замена производится для целей будущего обращения за принудительным исполнением.

Отметим, что положения ст. 333.21 Налогового кодекса РФ не содержат требования об оплате государственной пошлины при подаче заявления о процессуальном правопреемстве.

Суд при рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве должен проверить и установить, действительно ли сторона выбыла из правоотношения, в котором она является стороной по делу, а также состоялась ли передача стороной соответствующих прав ее правопреемнику в случаях, предусмотренных законодательством, на момент рассмотрения вопроса.

Например, в постановлении АС Московского округа от 03.04.

2017 № Ф05-1996/2017 по делу № А40-145733/2015 рассмотрена ситуация, когда в передаточном акте организации отсутствовало указание на то, что права по договору, из правоотношений по которому возник спор по делу, передавались новому юридическому лицу в результате правопреемства. Суд отказал в удовлетворении заявления о замене, так как исходил из отсутствия факта перехода прав.

Достаточно распространенной является судебная практика, по которой суды отказывают в правопреемстве по договорам цессии. Суды изучают момент перехода права и устанавливают, был ли осуществлен такой переход.

Например, если в договоре цессии установлено, что право цедента переходит к цессионарию только после получения встречного исполнения, а подтверждений такого исполнения, в частности оплаты, не предоставлено, суд отказывает в удовлетворении заявления о правопреемстве (см.

, например, постановление АС Дальневосточного округа от 18.07.2016 № Ф03-3247/2016 по делу № А51-13992/2007).

Если передача прав запрещена либо не соответствует законодательству Российской Федерации, то заявителю будет отказано в произведении замены.

В случае, если правопреемство произошло на основании договора цессии, а в соответствии с требованиями законодательства такой договор должен быть зарегистрирован, отсутствие регистрации является основанием для отказа в удовлетворении заявления о правопреемстве (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 24.01.2017 № Ф07-11476/2016 по делу № А66-1561/2015).

Таким образом, при подаче заявления о замене стороны исполнительного производства необходимо внимательно проанализировать обстоятельства и имеющиеся документы на предмет фактического перехода прав по правоотношениям. Отсутствие подтверждения факта передачи прав и обязанностей является одной из наиболее распространенных причин для отказа в удовлетворении заявления о замене стороны.

В соответствии со ст.

187 АПК РФ определение о процессуальном правопреемстве вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения. При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанности по оплате госпошлины при обжаловании определения об отказе в удовлетворении заявления об установлении процессуального правопреемства.

В каких случаях замена не производится?

Помимо необоснованности заявления о правопреемстве, основаниями для отказа суда в удовлетворении соответствующего требования будут следующие случаи.

В соответствии со ст.

383 ГК РФ переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований о выплате алиментов и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

На невозможность правопреемства в рамках исполнения судебного акта в случаях, если права или обязанности неразрывно связаны с личностью стороны, также указывает Пленум ВС РФ в постановлении № 50.

Согласно позиции Верховного суда РФ в случае, если у организации произошло изменение наименования без процедур реорганизации, необходимости в подачи заявления о процессуальном правопреемстве нет (п.

20 постановления № 50). В таком случае состав сторон не изменяется, соответственно, переход прав по смыслу гражданского законодательства не происходит.

Из чего следует, что основания для внесения изменений в субъектный состав отсутствуют.

Данной позиции придерживался и Высший арбитражный суд РФ. В частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 № 14953/11 по делу № А56-13787/2011 cказано, что если изменяется наименование взыскателя, то выбытия стороны из правоотношения не происходит и, следовательно, необходимости в разрешении судом вопроса о процессуальном правопреемстве нет.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/370672/

Понятие закона
Добавить комментарий