Судебный пристав исполнитель как государственный служащий

7.3 Ответственность судебного пристава-исполнителя

Судебный пристав исполнитель как государственный служащий
Специфическая юридическая ответственность в ходе испол­нительного производства предусмотрена действующим законода­тельством для судебного пристава-исполнителя как особого субъекта правоотношений.

Общее регулирование юридической ответственности судеб­ного пристава-исполнителя дается ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах».

Будучи должностным лицом, состоящим на государственной службе, судебный пристав несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность государственного служащего, коим является судебный пристав, предусмотрена Федеральным законом «Об основах государст­венной службы Российской Федерации».

Кроме того, как госу­дарственный служащий, как работник, находящийся в трудовых отношениях с государством, судебный пристав отвечает перед органом юстиции, где состоит на службе по нормам Трудового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О судеб­ных приставах» и ст.

90 Федерального закона «Об исполнитель­ном производстве», на действия судебного пристава- исполнителя по исполнению исполнительного документа или на отказ его в совершении таких действий, взыскателем или долж­ником может быть подана жалоба.

Жалоба может быть подана в вышестоящие органы или в суд. Более подробно порядок обжа­лования действий судебного пристава-исполнителя будет описа­на ниже, сейчас же сосредоточим внимание на процессе при­влечения судебного пристава к юридической ответственности.

Наиболее оперативно юридическая ответственность на су­дебного пристава-исполнителя может быть возложена выше­стоящими органами. Вышестоящими должностными лицами в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» являются соответственно:

1) старший судебный пристав подразделения, который орга­низует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Феде­рации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов (ст. 10 Федерального закона «О судебных приставах»);

2) главный судебный пристав субъекта РФ, который также организует, координирует, но уже деятельность всей службы су­дебных приставов соответствующего субъекта РФ, рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненно­сти и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов (ст. 9 Феде­рального закона «О судебных приставах»);

3) главный судебный пристав Российской Федерации, осу­ществляющий руководство деятельностью службы судебных приставов, рассматривающий жалобы на действия судебных приставов и несущий предусмотренную российским законода­тельством ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов России (ст. 8 Федерального зако­на «О судебных приставах»).

Должностные лица, о которых сказано выше, рассматривают жалобы и заявления граждан, обеспечивают и контролируют сроки разрешения и проверок.

Судебное обжалование деятельности судебного пристава- исполнителя несколько менее оперативно, но дает гарантию объективности и беспристрастности рассмотрения жалобы.

Рас­смотрение жалоб на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного на ос­новании решения арбитражного суда, осуществляется арбитраж­ным судом по месту нахождения судебного пристава-испол­нителя.

Рассмотрение жалоб на действия судебного пристава- исполнителя по исполнению всех иных видов исполнительных документов осуществляется судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

При наличии сводного исполнительного производства, если в нем имеется хоть один исполнительный лист в пользу физического лица, представляется наиболее правомерным обжалование действий либо бездействия судебного пристава-исполнителя в суд общей юрисдикции.

Периодическое нарушение судебным приставом-исполни­телем действующего законодательства может стать основанием для вывода о его служебном несоответствии. В этом случае к нему могут быть применены специальные меры юридической ответственности.

Кроме того, основанием для применения мер юридической ответственности к судебным приставам-исполнителям может стать необоснованное применение ими силы.

Применение физиче­ской силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц.

Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

В общем порядке как к работнику к судебному приставу- исполнителю могут быть применены следующие виды дисципли­нарной ответственности:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение.

Судебный пристав-исполнитель может стать и субъектом имущественной ответственности.

Ущерб, причиненный неправомерными действиями судебно­го приставом физическим или юридическим лицам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законо­дательством. С учетом норм Гражданского кодекса РФ (ст.

16, 1064, 1069) к органу юстиции, где состоит на службе судебный пристав, предъявляются требования о возмещении материально­го ущерба, причиненного действием или бездействием судебно­го пристава.

Физическое лицо — гражданин с требованием о возмещении причиненного неправомерными требованиями су­дебного пристава-исполнителя вреда обращается в суд общей юрисдикции по нормам Гражданского процессуального кодекса РФ.

Если же действием (бездействием) судебного пристава ущерб причинен юридическому лицу либо гражданину — пред­принимателю, то исковое заявление о возмещении вреда пода­ется в арбитражный суд по общим правилам Арбитражного про­цессуального кодекса РФ.

После возмещения этого ущерба органом юстиции, судеб­ному приставу-исполнителю может быть предъявлен регрессный иск с требованием возместить уплаченную сумму возмещения.

Кроме того, в соответствии со ст. 330 АПК РФ судебный пристав-исполнитель несет имущественную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) своих обязанно­стей.

Вред, причиненный им в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного документа, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Требование о возмещении вреда рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства.

В случае утраты судебным приставом-исполнителем пере­данного ему на исполнение исполнительного листа, выданного арбитражным судом, этот суд вправе наложить на него судебный штраф (ст. 331 АПК РФ). Такой штраф может составлять до 50 МРОТ, и взыскивается он из личных средств судебного при­става-исполнителя в государственный бюджет (ст. 119 АПК РФ).

Наиболее тяжкие совершаемые судебным приставом- исполнителем правонарушения, создающие угрозу для основ общественного и государственного строя, могут представлять собой состав преступления, предусмотренного Уголовным ко­дексом РФ, а совершивший их судебный пристав-исполнитель может стать субъектом уголовной ответственности. Как государ­ственный служащий судебный пристав-исполнитель может стать субъектом следующих преступлений (в соответствии с УК РФ):

• злоупотребление должностными полномочиями (п. 2 и 3 ст. 285);

• превышение должностных полномочий (п. 2 и 3 ст. 286);

• незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

• получение взятки (ст. 290);

• служебный подлог (ст. 292);

• халатность (ст. 293);

Все вышеперечисленное дает основания для вывода о том, что ответственность судебного пристава-исполнителя может вы­ступать в самых разнообразных формах. К сожалению, в уста­новлении и законодательном закреплении специальных мер от­ветственности, которым может быть подвергнут судебный при­став-исполнитель, нет необходимой системности, полноты и определенности.

Статья 19 Федерального закона «О судебных приставах», указывающая на возможность применения мер от­ветственности к судебному приставу, не может рассматриваться как полноценный правовой регулятор соответствующих отно­шений, поскольку в ней не содержится указаний на конкретные основания для применения ответственности и конкретный фор­мы и меры такой ответственности.

Действующее законодатель­ство содержит указания на возможность ответственности судеб­ного пристава, но эти предписания разбросаны по различным нормативным правовым актам, их трудно разыскивать и вос­принимать, а кроме того, они являются отрывочными, фрагмен­тарными.

Остается только надеяться, что законодатель все же найдет возможность изложить такие правовые положения более концентрированно и системно.

Источник: https://all-sci.net/ispolnitelnoe-proizvodstvo_880/otvetstvennost-sudebnogo-pristava-89543.html

Дисциплинарная ответственность в исполнительном производстве

Судебный пристав исполнитель как государственный служащий

(Марданов Д. А.) («Трудовое право», 2006, N 3)

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Д. А. МАРДАНОВ

Д. А. Марданов, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России.

В самом общем виде меры ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве могут быть поделены на материально-правовые и процессуально-правовые.

Меры ответственности материально-правового характера предусмотрены нормами гражданского, трудового, уголовного, административного права, некоторых других отраслей права, а процессуально-правового характера — нормами исполнительного производства. В. А.

Орлов выделяет следующие виды юридической ответственности: гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая. Ответственность судебного пристава-исполнителя бывает дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая и уголовная . ——————————— Орлов В. А. Ответственность судебного пристава-исполнителя России. М.: Спарк, 2005. С. 31, 47 — 58; Орлов В.

А. Судебный пристав как государственный служащий // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 2. С. 75 — 81.

Следовательно, ответственность в гражданском исполнительном праве обеспечивается реализацией не только собственных специальных санкций, но и санкций, заимствованных в других отраслях права: гражданском, трудовом, административном, уголовном, в каждом случае в пределах исполнительных норм.

Дисциплинарная ответственность наступает в исполнительном производстве вследствие совершения дисциплинарных проступков судебным приставом-исполнителем. Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение судебным приставом-исполнителем своих служебных обязанностей.

Применительно к государственным служащим неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязанностей образует должностной проступок, за который также может наступить дисциплинарная ответственность.

Судебные приставы-исполнители несут дисциплинарную, материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством (общая ответственность), по ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» (специальная).

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, поэтому на него распространяется статус государственного служащего, и его правовое положение определяется в том числе Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поэтому и вопрос о его дисциплинарной ответственности рассматривается с учетом этих норм. Согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ применяются следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Статья 57 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение. Перечень мер дисциплинарных взысканий в этих нормативных актах не совпадает. И норма специального закона должна иметь большую юридическую силу, чем закона общего. Поэтому к судебным приставам-исполнителям должны применяться меры, указанные Федеральным законом. Например, начальником ГУ МЮ РФ по Республике Башкортостан Приказом N 105 от 20.10.2003 утверждены Правила внутреннего распорядка для государственных служащих ГУ МЮ РФ по РБ, где в параграфе 7 описан порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Судебный пристав-исполнитель, привлеченный к дисциплинарной ответственности и считающий ее применение неправомерным, вправе обжаловать наложенное взыскание в суд. Например, в 2003 году по результатам выездов на места наказаны в дисциплинарном порядке, освобождены от занимаемых должностей пять главных судебных приставов. Имеются претензии к деятельности службы судебных приставов и в Республике Башкортостан . ——————————— Мельников А. Т. Об итогах работы службы судебных приставов в 2003 году // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 1. С. 24 — 26.

Если в результате совершения дисциплинарного проступка работодателю причинен материальный ущерб, то работник может быть привлечен не только к дисциплинарной, но и к материальной ответственности. В соответствии со ст.

233 Трудового кодекса РФ материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне договора в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено федеральными законами. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с судебного пристава не подлежат.

При решении вопроса о привлечении к материальной ответственности работодатель должен убедиться в наличии определенных условий, лишь полная совокупность которых создает возможность наступления ответственности.

К их числу относятся следующие условия: 1) противоправность поведения работника; 2) действительный ущерб; 3) причинная связь между поведением работника и возникшим ущербом; 4) вина работника в причинении ущерба. В соответствии с положением, сформулированным в ст.

241 ТК РФ, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Данный вид материальной ответственности принято считать основным, так как иные ее пределы устанавливаются специальным законодательством и в прямо предусмотренных случаях. Полная материальная ответственность состоит в обязанности работника возмещать причиненный ущерб в полном размере. Санкции, предусмотренные ст.

85 Закона «Об исполнительном производстве», должны стимулировать должника совершать определенные действия или воздержаться от их совершения. В ряде случаев исполнение решения, обязывающего должника к совершению определенных действий, возможно путем отнесения к компетенции судебных приставов-исполнителей исполнения решений об изменении формулировки причины увольнения посредством внесения записей в трудовую книжку и скрепление ее печатью суда . ——————————— Кузнецов В. Ф. Реализация судебных решений, не связанных с передачей имущества или денежных сумм: Автореф. дис. к. ю.н. Свердловск, 1986. С. 17.

В Трудовом кодексе РФ также имеются нормы об исполнении решений по трудовым спорам (ст. 396 ТК РФ), согласно которым решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.

При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в сумме заработка.

Исполнение судебных постановлений и иных юрисдикционных актов, предусмотренных законом, — это правоприменительная деятельность специально на то уполномоченных субъектов исполнительного производства — судебных приставов-исполнителей.

Судебный пристав-исполнитель выполняет требования, определенные в суде, нотариате, при рассмотрении трудового спора в комиссии по трудовым спорам и т. п. с помощью специального механизма исполнительного производства . ——————————— Исполнительное производство / Под ред. Я. Ф. Фархтдинова. СПб.: Питер, Изд. 2, доп. 2003. С. 13.

При исполнении некоторых актов судебных и иных юрисдикционных органов судебному приставу-исполнителю приходится обращаться и к другим законам: Жилищному кодексу РФ , Налоговому кодексу РФ , отражающему особенности обращения взыскания на имущество налогоплательщика, Трудовому кодексу РФ , содержащему порядок исполнения решений о восстановлении на работе, процедуры выдачи удостоверения комиссии по трудовым спорам (КТС) как исполнительного документа. ——————————— Жилищный кодекс РФ // СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 14. Налоговый кодекс РФ // СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2717. Трудовой кодекс РФ // Российская газета. 2001. 31 декабря; СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1754.

Избежав негативной тенденции непубличной разработки при составлении первого кодифицированного источника гражданского исполнительного права — Исполнительного кодекса РФ, теперь особенно важно не затянуть правотворчество в этом направлении на долгие годы и десятилетия, как это произошло с кодифицированными источниками гражданского процессуального, трудового и других отраслей права. Согласно другой точке зрения иск должен предъявляться к соответствующему органу Министерства юстиции РФ. При этом предполагается возмещение вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем, за счет государства . Судебные приставы-исполнители несут дисциплинарную, материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством. ——————————— Федоренко Н. В. Особенности разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «Об исполнительном производстве» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 1. С. 109.

Добровольное (договорное) представительство основано на соглашении между стороной и лицом, осуществляющим представительство. Этот вид представительства основывается на договоре поручения (ст. ст. 971 — 979 ГК РФ), на агентском договоре (ст. ст. 1005 — 1011 ГК РФ), а также на трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).

Удостоверения комиссии по трудовым спорам (КТС), выдаваемые на основании ее решений. Решение комиссии по трудовым спорам вступает в законную силу немедленно, ни в каком утверждении не нуждается. Так, ст.

396 ТК РФ предусматривает немедленное исполнение решения КТС (о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника и об оплате вынужденного прогула). Остальные решения КТС подлежат исполнению работодателем в трехдневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование .

——————————— Трудовое право России: Учебник / Под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова М.: Юристъ, 2002. С. 537; Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 431.

Источник: http://center-bereg.ru/n3113.html

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Судебный пристав исполнитель как государственный служащий

Государственная гражданская служба — вид государственной службы РФ наряду с военной и правоохранительной.

В целом она представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. При этом государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: на федеральную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Государственная гражданская служба судебного пристава-исполнителя – профессиональная служебная деятельность гражданина РФ на должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя, призванная обеспечивать непосредственное осуществление полномочий ФССП России по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Базовыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственной гражданской службы, являются: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Федеральный закон от 27 мая 2003 г.

№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе), Федеральный закон от 5 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции).

Конституция РФ содержит такие основополагающие положения, как: равный доступ граждан к государственной службе, единство системы государственной власти, непосредственность действия конституционных прав и свобод человека и гражданина, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Именно Конституцией РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина; закрепляются положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность органов всех ветвей власти и местного самоуправления (ст. 2 и 18).

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются система государственной службы РФ, основные принципы ее построения и функционирования, общие условия государственной службы.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.

Данным Законом регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, с определением правового положения (статуса) государственных гражданских служащих.

В частности, в ст. 1 Закона определяется термин «представитель нанимателя», под которым следует понимать руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных лиц, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Для судебного пристава представителем нанимателя является руководитель территориального органа ФССП России (управления, отдела) — главный судебный пристав субъекта РФ.

Он принимает решение о заключении служебного контракта с гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о замещении им должности судебного пристава, издает акт о его назначении.

Кроме того, представитель нанимателя принимает решения по таким важным вопросам, связанным с прохождением гражданской службы судебным приставом, как аттестация, поощрения и награждения за гражданскую службу, дисциплинарные взыскания.

Следует отметить, что за последнее время Закон о государственной гражданской службе претерпел ряд изменений, отдельные из которых необходимо осветить подробнее.

Так, если ранее классный чин гражданской службы или юстиции (для имеющих юридическое образование) большинству государственным гражданским служащим ФССП России присваивался по результатам квалификационного экзамена, в настоящее время такой экзамен государственные гражданские служащие ФССП России не сдают.

Гражданским служащим ФССП России, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей, старшей и младшей групп должностей классный чин присваивает представитель нанимателя.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, установлен Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1554.

Новеллой законодательства является основная обязанность гражданского служащего представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

Часть 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе дополнена п. 8.1.

и в настоящее время служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

Закон о противодействии коррупции устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В частности.

Законом закреплены такие обязанности государственного служащего, как: представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

https://www.youtube.com/watch?v=y81VVbzYZgM

Следует учитывать, что названными выше федеральными законами регулируются общие вопросы, связанные с государственной службой судебного пристава.

Специальным вопросам государственной службы судебных приставов посвящены Закон о судебных приставах. Закон об исполнительном производстве.

Данными нормативными правовыми актами определяется специальный (должностной) правовой статус судебного пристава.

При выборе правовой нормы, регулирующей схожие отношения, следует руководствоваться соответствующими правилами применения правовых норм. Так, по вопросу возрастного ценза для лиц, замещающих должность судебного пристава, следует применять Закон о судебных приставах, поскольку он является специальным, имеет преимущественное значение в регулировании данного вопроса.

Особое место в регулировании правового статуса судебных приставов занимают правовые акты Президента РФ: 29 указов Президента РФ регламентируют отдельные общие вопросы правового положения судебных приставов как государственных служащих: поступление, прохождение, прекращение государственной службы; 4 указа адресованы непосредственно судебным приставам, отражают специфику их деятельности1Указы Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» // СЗ РФ. 2007. № 48 (ч. 2). Ст. 5952 (с послед, изм.); от 24 января 2006 г. № 42 «Об учреждении геральдического знака-эмблемы и флага Федеральной службы судебных приставов» // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 527; от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111 (с послед, изм.); от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108 (с послед, изм.)..

Нормами указов Президента РФ утверждены Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации; Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих; Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня); определяются место Федеральной службы судебных приставов в системе органов государственной власти, ее функции, задачи, полномочия, вопросы организации деятельности, численность ее работников; вопросы присвоения классных чинов судебным приставам и другие вопросы, связанные с их правовым статусом. Указом Президента РФ назначаются главный судебный пристав РФ. его заместители.

Акты Правительства РФ регламентируют общие вопросы, связанные с финансированием деятельности судебных приставов, их материально-техническим обеспечением.

Актами Министерства юстиции РФ осуществляется нормативное правовое регулирование в сфере деятельности судебных приставов в части возложенных на них функций, регулируются вопросы координации и контроля деятельности Федеральной службы судебных приставов. Так, приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г.

№ 69 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, приказом Минюста России от 21 февраля 2007 г.

№ 192 — Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), который разработан в целях повышения эффективности исполнения решений судебных и иных уполномоченных органов.

Данным актом определяются сроки и последовательность действий при осуществлении ФССП России полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), а также порядок взаимодействия между ее территориальными органами.

Посредством индивидуальных правовых актов ФССП России и ее территориальных органов осуществляется внутренняя организация деятельности судебных приставов, регулируются отдельные вопросы взаимодействия судебных приставов с иными публичными органами и организациями.

Следует напомнить, что подзаконные акты принимаются во исполнение законов, они конкретизируют, уточняют их, должны им соответствовать.

Источник: http://isfic.info/fssp/pristav14.htm

2. Права и обязанности судебного пристава-исполнителя

Судебный пристав исполнитель как государственный служащий

Принудительноеисполнение юрисдикционных актов являетсянеотъемлемой частью правосудия.

Так, врешениях Европейского суда по правамчеловека последовательно находит своеотражение позиция, согласно которойисполнение решения, вынесенного любымсудом, должно рассматриваться как “частьсуда”1.

При этом осуществление исполнительногопроизводства возложено на органисполнительной власти – ФССП России,государственным служащим которой ивыступает судебный пристав-исполнитель.

Законодательство,определяющее статус судебногопристава-исполнителя, весьма разнообразнокак по видам актов, так и по кругурегулируемых им вопросов.

Прежде всего,судебный пристав-исполнитель по своемустатусу является государственнымслужащим и для решения стоящих передсудебным приставом задач он долженруководствоваться нормативными правовымиактами только федерального уровня,особое место среди которых занимаетКонституция РФ.

Принципиальноважным для судебного пристава являетсяконституционное положение о том, чточеловек, его права и свободы являютсявысшей ценностью, а признание, соблюдениеи их защита – обязанность государства.

Более того, в России гарантируетсягосударственная защита прав и свободчеловека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Собственноговоря, приведенные положения должнылежать в основе деятельности всехорганов государственной власти.

Особоезначение они имеют и для службы судебныхприставов.

Должностьсудебного пристава-исполнителя относитсяк старшей должности государственныхдолжностей федеральной государственнойслужбы категории “В”, учреждаемыхдля обеспечения деятельноститерриториального органа федеральногооргана исполнительной власти1.

Гражданскийслужащий в соответствии со ст. 13 ФЗ «Огосударственной гражданской службеРоссийской Федерации» является гражданинРоссийской Федерации, взявший на себяобязательства по прохождению гражданскойслужбы.

Гражданский служащий осуществляетпрофессиональную служебную деятельностьна должности гражданской службы всоответствии с актом о назначении надолжность и со служебным контрактом иполучает денежное содержание за счетсредств федерального бюджета или бюджетасубъекта Российской Федерации2.

Длязамещения должности судебного приставакандидат должен во-первых, быть гражданиномРоссийской Федерации, во-вторых,достигнуть возраста 20 лет, в третьихбыть способным по своим деловым и личнымкачествам исполнять обязанностисудебного пристава и, наконец, обладатьсостоянием здоровья, позволяющим лицузамещать должность судебного пристава.

Следует учитывать, что в соответствиис Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N194-ФЗ “О внесении изменений в Федеральныйзакон “О судебных приставах” поистечении трех лет со дня его официальногоопубликования, т.е. с 21 июля 2012 г., в ч.

1статьи слова “двадцатилетнеговозраста” будут заменены словами”возраста 21 года”, после слов”старшего судебного пристава”будет дополнение словами “заместителястаршего судебного пристава”1.

Крометого Федеральным законом от 06.12.2011 года№410 ФЗ О внесении изменений в Федеральныйзакон «О судебных приставах» и отдельныезаконодательные акты РоссийскойФедерации» уточнены требованияпредъявляемые к лицу назначаемые надолжность судебного пристава-исполнителя.

В частности на должность судебногопристава не может быть назначен гражданин,который был осужден за преступление поприговору суда вступившему в законнуюсилу, имеет или имел судимость котораяснята или погашен, в отношении которогоосуществляется уголовное преследованиелибо прекращено уголовное преследованиеза истечением срока давности, в связис примирением сторон , в следствие актаоб амнистии или в связи с деятельнымраскаянием.

Крометого на должность будут назначатьсялица имеющие только высшее юридическоеили экономическое образование.2

Судебныйпристав-исполнитель, выступая какгосударственный служащий, имеет следующиеправа:

Правона ознакомление с должностным регламентоми документами, определяющими его праваи обязанности по занимаемой государственнойдолжности, критерии оценки качестваработы и условия продвижения по службе,а также организационно-техническиеусловия, необходимые для исполнения имдолжностных обязанностей.

Чёткоеписьменное закрепление функцийгосударственного служащего исключаетвозложение на него заданий, выходящихза пределы его полномочий, позволяет вмаксимальной мере избежать субъективныхнеточностей в оценке качества его работыи в то же время выявить как отличившегосяработника, так и виновника служебныхупущений, если таковые будут иметьместо.

Правона получение в установленном порядкеинформации и материалов, необходимыхдля исполнения должностных обязанностей.

Указанноеправо имеет важнейшее значение длясудебного пристава-исполнителя, посколькупредоставляет ему возможность доступапрактически к любой информации –требовать предоставления различныхдокументов (выписок из них либо копий),сведений, материалов, доступа к базамданных, хранящимся в памяти компьютеров,и т.д. Это требование может быть направленов адрес любых лиц – государственных иместных органов, граждан, организацийлюбых организационно-правовых форм.

Правона доступ в установленном порядке дляисполнения должностных обязанностейв государственные органы, органы местногосамоуправления, общественные объединенияи иные организации. Данное правонепосредственно связано с вышеназваннымправом государственного служащего наполучение информации.

Оно обеспечиваетосуществление судебным приставом-исполнителемвсех основных его служебных функций,особенно в случаях принудительногоисполнения.

Он может требовать пропускав любое помещение (на территорию), еслиэто необходимо для осуществления егодолжностных обязанностей; и охрана, втом числе вооружённая, не являетсяпрепятствием для проникновения приставав помещение (например, банка) или натерриторию.

Правона участие по своей инициативе в конкурсена замещение вакантной должностигосударственной службы. Конкурс назамещение вакантных государственныхдолжностей является одной наиболеесправедливых форм проявления принципаравного доступа граждан к государственнойслужбе, закреплённого ч.4 ст.32 КонституцииРФ.

Правона продвижение по службе, увеличениеденежного содержание с учётом результатови стажа работы и уровня квалификации.

Приналичии соответствующих условийгосударственный служащий вправе ставитьперед своими руководителями вопрос оприсвоении ему квалификационногоразряда (звания), увеличения денежногосодержания, продвижении по службе ит.д.

Такими условиями являются, например,общая выслуга лет, длительность работыпо специальности, получение профессиональногообразования или повышение квалификации,которая соответствует более высокой,чем занимаемая, должности.

Правона отдых, обеспечиваемый установлениемнормальной продолжительности служебноговремени, предоставлением выходных днейи не рабочих праздничных дней, а так жеежегодных оплачиваемых основного идополнительных отпусков.

Правона ознакомление со всеми материаламисвоего личного дела, отзывами о своейдеятельности и другими документами довнесения в личное дело, приобщение кличному делу своих объяснений.

Личноедело государственного служащего являетсяважнейшим источником документов,подтверждающих его служебную биографию.Право знакомиться с ним даёт возможностьконтролировать объективность заносимыхсведений (до помещения документов вдело), требовать изменения их содержания,обжаловать в суд либо в вышестоящийорган.

Но нельзя требовать изъятиядокументов из личного дела, поэтому всеперипетии спора получат своё отражениев личном деле. Государственный служащийможет ознакомиться с материалами делаи снимать с них копии не только лично,но также через иное доверенное лицо(адвоката и т.п.).

Вместе с тем, личноедело государственного служащего безего согласия не может быть направленов другое ведомство (министерство).

Правона профессиональную подготовку,переподготовку, повышение квалификациии стажировку в порядке установленномФедеральным законом.

Профессиональнаяподготовка – важнейший показательквалификации государственного служащегои непременное условие надлежащегокачества исполнения должностных функций.

Анализируемое право закрепляет загосударственным служащим возможностьполучить профессиональную подготовкув процессе прохождения службы(подготовиться к занятию более высокойдолжности, к участию в конкурсе либо ксдаче профессиональных экзаменов ит.д.).

Правона пенсионное обеспечение с учётомстажа государственной службы.Государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»1. По указанному Закону федеральныегосударственные служащие, в том числе гражданские служащие, имеют право на пенсию за выслугу лет2.

Гражданскийслужащий обладает правом доступа ксведениям, составляющим государственнуютайну, если исполнение должностныхобязанностей связано с использованиемтаких сведений. Данное право не являетсяабсолютным.

Для его реализации предусмотренопределенный порядок.

Доступ гражданскихслужащих к государственной тайнеустанавливается, как и для других граждани должностных лиц, в соответствии сположениями РФ “О государственнойтайне”.

Правона проведение по требованию государственногослужащего служебного расследованиядля опровержения сведений, порочащихего часть и достоинство.

Служебнаядеятельность многих государственныхслужащих, в том числе и судебныхприставов-исполнителей, связана сразрешением конфликтов, что зачастуювызывает со стороны участников конфликтаобвинения, затрагивающие честь идостоинство государственного служащего.

Право требовать проведения служебногорасследования для их опроверженияявляется важнейшей правовой гарантией,предохраняющей от необоснованныхобвинений, и привлечения виновных кответственности.

Порядок проведениятакого расследования определяется, какправило, непосредственным руководителем.Расследование обычно длится не болеетридцати дней.

На любом его этапегосударственный служащий имеет правознакомиться с материалами расследованияи представлять свои объяснения, а принесогласии с решением, принятым порезультатам расследования, обжаловатьего содержание и мотивировку.

Данноерасследование не является процедуройналожения дисциплинарного взысканияна государственного служащего засовершение должностного проступка,поскольку оно имеет другую цель –опровержение сведений, порочащих честьи достоинство.

Также судебный пристав-исполнитель имеетправо на медицинское страхование игосударственную защиту своих жизни издоровья, жизни и здоровья членов своейсемьи, а так же принадлежащего емуимущества.

Правона объединение в профессиональные союзы(ассоциации) для защиты своих прав,социально-экономических и профессиональныхинтересов.

“Каждый,- гласит ст.30 Конституции РФ, – имеетправо на объединение, включая правосоздавать профессиональные союзы длязащиты своих интересов”1.Государственные служащие, как и всеграждане, могут создать профсоюз либовступить или, наоборот, не вступать внего.

Крометого, гражданский служащий вправе спредварительным уведомлением представителянанимателя выполнять иную оплачиваемуюработу, если это не повлечет за собойконфликт интересов2.

Источник: https://studfiles.net/preview/3912781/page:3/

Понятие закона
Добавить комментарий