Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов

Как правильно осуществляется прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами? – Адвокат Закон

Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов

Юридическая консультация > Административное право > Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: полезная информация для ознакомления

Генеральный прокурор РФ и другие подчиненные ему государственные служащие осуществляют надзор за соблюдением положений законодательной базы судебными приставами.

Эта функция считается одним из новейших направлений работы по прокурорскому надзору, основанная на издании нескольких актов, одним из которых является закон № 118-ФЗ и № 119-ФЗ.

В данной статье приводится описание того, как правильно осуществляется прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

Прокурорский надзор — судебный пристав

В общий перечень полномочий прокурора включены такие действия:

  1. Получение при необходимости доступа к конкретной документации, справкам и другим материалам;
  2. Требование от руководящих сотрудников исполнительных учреждений, статистических данных, конкретной документации или каких-либо других материалов в виде отчетности;
  3. Если в процессе осуществления надзора возникают какие-либо трудности, прокурор может получить в распоряжение для решения образовавшейся проблемы специалистов, работающих в органах, указанных в ст. 21 Закона о прокуратуре;
  4. Вызов ответственных сотрудников, а также обычных граждан для предоставления объяснений относительно конкретных случаев нарушения закона;
  5. Осуществление прокурорских проверок и контроль соблюдения правомерности выполняемых действий;
  6. После предоставления удостоверения, подтверждающего служебные полномочия прокурора, получать беспрепятственный доступ в отдельные помещения и на всю подконтрольную территорию органов, за правомерностью действий которых осуществляется контроль.

К частным полномочиям относятся:

  • Принятие соответствующих решений относительно возмещения ущерба, нанесенного гражданам или каким-то организациям, в результате нарушения правил, диктуемых законодательством;
  • Освобождение граждан, неправомерно задержанных на основании принятых неофициальных решений несудебными организациями;
  • Обращение в судебные инстанции обобщенной юрисдикции, а также арбитражные суды с целью соблюдения законных интересов федеральных, общественных, кооперативных организаций, отдельных граждан;
  • Предъявление требований к соответствующим инстанциям о привлечении нарушителей закона к административной или уголовной ответственности.

Для чего необходим прокурорский надзор?

Соблюдение правомерности — задача прокурорского надзора

В соответствии с п. 2 ст.

1 действующего Закона о прокуратуре ради гарантированного соблюдения верховенства права, согласованности и нерушимости фундаментальных принципов, сохранения прав людей и отдельных граждан РФ, а также защищаемых конституцией интересов общественности и страны в целом, генеральный прокурор России и подчиненные ему сотрудники должны полностью контролировать соблюдение приставами действующих положений законодательной базы.

Такая разновидность прокурорского наблюдения была утверждена позже остальных, конкретнее, после разработки дополнений к действующему Закону о прокуратуре. Необходимость в контроле работы приставов возникла в результате создания структурного подразделения, состоящего из судебных приставов.

Как указывает п. 4 ст. 19 действующего Закона о приставах, полноценное регулирование работы этого структурного подразделения выполняет генеральный прокурор и другие уполномоченные сотрудники подконтрольного ему ведомства.

Рассматриваемые вопросы в ходе надзора за соблюдением действующими судебными приставами несомнительной правомерности осуществляемых процедур не регламентируется, поэтому в качестве основных действий прокурора в отношении подведомственных структурных подразделений подразумевается обычный перечень его законных полномочий.

Главные задачи общепринятого прокурорского надзора:

  • Полноценное обеспечение соблюдения правомерности и законности конкретных действий приставов;
  • Отстаивание законных интересов людей и отдельных организаций, по отношению к которым судебные инстанции принимали какие-либо решения.

Функции прокурорского надзора сопоставимы с такой работой:

  • Обеспечение законности и следования положениям судебных актов и постановлений других государственных организаций;
  • Надзор за соблюдением положений законодательной базы органами государственной власти;
  • Контроль за неукоснительным соблюдением прав всех без исключения граждан РФ.

Приставы должны принимать правильные решения в рамках правил, диктуемых законодательством.

Какие проверки осуществляет прокурор?

Прокурорский надзор — закон должен соблюдаться!

Уполномоченный генеральный прокурор отвечает за выполнение таких действий во время проверки работы приставов:

  1. Принимаются ли все необходимые меры, соблюдаются ли все правила работы с исполнительной документацией;
  2. Осуществляется ли принятие во внимание ходатайства в вопросах исполнительного производства, составленные в отношении судебных приставов;
  3. Правомерность наложения ареста на собственность граждан или организаций судебными приставами;
  4. Принимаются ли все необходимые меры по поискам граждан, за которыми есть задолженность;
  5. Осуществляется контроль за соблюдением всех правил проверки той или иной документации.

При осуществлении надзора, направленного на обеспечение определенных правил работы судебных инстанций, проверяется следующее:

  • Обеспечение мер безопасности государственных служащих, участвующих в судебных заседаниях;
  • Безопасность проведения всех без исключения судебных заседаний;
  • Качество подготовки отдельных помещений, необходимых для проведения всех необходимых процедур, связанных с судебным производством;
  • Контроль за предоставлением на конкретные судебные разбирательства необходимых вещественных доказательств;
  • Выполнение отданных распоряжений и отдельных исполнительных решений, принятых судьей;
  • Правомерность привлечения к участию в судебном заседании граждан, уклоняющихся от явки;
  • Использование судебными приставами специальных средств, предназначенных для силового воздействия;
  • Взаимодействие уполномоченных судебных приставов с сотрудниками силовых структур в вопросах работы с лицами, находящимися под стражей;
  • Контроль за соблюдением установленных сроков полного выполнения составленных исполнительных листов.

Перечислим разновидности составляемых исполнительных листов:

  1. Документы, оформляемые на основании составленных судебных распоряжений на протяжении трехлетнего срока;
  2. Листы, выдаваемые в течение трех месяцев после восстановления истекшего трехлетнего срока;
  3. Документы, оформляемые судебными инстанциями, на основании постановлений Международной комиссии коммерческого арбитража, а также других органов на протяжении шестимесячного срока;
  4. Составленных в общепринятом порядке с учетом стандартов организаций, выполняющих работу по контролю за взысканием материальных ценностей с отметкой банковской или какой-либо другой финансовой организации;
  5. Документы комиссий, ответственных за разрешение трудовых споров;
  6. Постановлений организаций или отдельных сотрудников, уполномоченных разрешать спорные вопросы в отношении административных правонарушений.

Главный прокурор РФ, а также находящиеся у него в непосредственном подчинении государственные служащие обязаны осуществлять проверку правомерности работы отдельных государственных учреждений, судебных инстанций, а также приставов. Необходимость в прокурорском надзоре всегда будет оставаться актуальной.

Организация прокурорского надзора за соблюдением законов в местах лишения свободы — тема видеосюжета:

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

Источник:

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: что это такое и как происходит

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, сравнительно недавние функции данной инстанции, обозначенные ФЗ РФ No118 и 119.

Что обозначает данное понятие и зачем нужен надзор

В Законе о прокуратуре нет отдельно выделенной главы об осуществлении контроля служащих суда, которая бы определяла полномочия прокурора и инструменты его воздействия. Поэтому данные полномочия сочетаются с прочими видами деятельности прокуратуры.

Как организовать прокурорский надзор, смотрите в этом видео:

Такая неопределенность приводит к возникновению сложностей и препятствий на пути качественного выполнения прокурорских обязанностей. Важно: данная ветвь тесно граничит с контролем соблюдения прав и свобод граждан.

Данный процесс со стороны органов юстиции поднимает уровень доверия к судьям, так как совершенствует и улучшает их деятельность, и обеспечивает правопорядок в судебных процессах.

В чем выражается надзор за исполнением законов судебными приставами

Действия уполномоченного генерального прокурора выражаются в контроле следующих мероприятий со стороны исполнителей:

  • Осуществление требуемых мер и правил использования и формирования документов;
  • Контроль за учетом ходатайства в отношении тех или иных сотрудников в вопросах исполнительного производства;
  • Правомерность наложения ареста на имущество;
  • В полном ли объеме принимаются меры в розыске должников; Осуществление контроля над ведением документации.

Кто осуществляет надзор за судебными приставами?

При контроле активности исполнительных инстанций, наблюдение за исполнением законов осуществляется над такими мероприятиями:

  • Предоставление безопасности госслужащих, которые являются участниками судебных слушаний и прений;
  • Обеспечение безопасности самих судебных процессов;
  • Качество подготовки помещений, необходимых для выполнения судебного производства;
  • Контроль над доставкой на суд вещественных доказательств;
  • Контроль над исполнением решений и приговоров судьи;
  • Правомерность требования дачи свидетельских показаний в процессе разбирательств, граждан, уклоняющихся от явки;
  • Правомерность использования специальных средств с целью силового воздействия;
  • Контроль обоюдной работы приставов и сотрудников силовых структур в отношении лиц, находящихся под стражей;
  • Контроль над соблюдением сроков в отношении выполнения предписаний исполнительных листов.

Задачи и объекты прокурорского контроля

В числе главных задач надзора за судебными приставами числится:

  • Выполнение исполнителями необходимых действий, соответствующих постановлениям и в рамках своих полномочий;
  • Соответствие догмам решений, принятых приставами;
  • Отстаивание законных прав и свобод людей и юридических лиц, в отношении которых приставы принимали какие-либо решения.

Объектами надзора прокуратуры выступают:

  • Федеральная служба судебных приставов РФ и ее территориальные органы;
  • Должностные лица, выполняющие обязанности, то есть судебные приставы.

Кроме них в число инстанций подвергающихся надзору входят:

  • Руководящий состав органов и учреждений, обязанностями которых является приведение в исполнение наказаний и принудительных мероприятий;
  • Администрации колоний, следственных изоляторов и прочих мест лишения или ограничения свободы.

Предмет данного надзора

Предметом контроля над исполнением законов является:

  • Наблюдение за законностью и следованием положениям актов суда и постановлениям прочих государственных организаций;
  • Контроль над соблюдением органами государственной власти положений законодательной базы;
  • Контроль над соблюдением прав абсолютно всех граждан РФ.

Важно: приставы обязаны принимать адекватные решения в рамках законодательства. Полномочия прокурора.

Действия прокурора при выявлении нарушений.

В данный перечень входят такие действия:

  • При необходимости получение доступа к любого вида материалам;
  • Требование от руководящего состава исполнительных организаций отчетности в виде конкретной документации и аргументированных материалов;
  • Если в ходе проверки возникают сложности, прокурор располагает правом задействовать в работе соответствующих сотрудников, перечень которых обозначен в ст. 21 Закона о прокуратуре;
  • Вызов представителей организаций и граждан для выявления причин правонарушений;
  • Осуществление проверок с целью контроля над правомерностью выполняемых действий;
  • После ознакомления с предоставленным удостоверением, получатель обязан беспрепятственно обеспечить доступ к подконтрольным помещениям и территориям.

Источник: https://advokat-136.ru/drugoe/kak-pravilno-osushhestvlyaetsya-prokurorskij-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-sudebnymi-pristavami.html

Контроль и надзор за исполнением законодательства об исполнительном

Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов

Деятельность органов принудительного исполнения судебных актов, актов других органов проходит под контролем и надзором уполномоченных на то органов и должностных лиц.

Контроль и надзор в исполнительном производстве направлен на обеспечение исполнения и соблюдения законов судебными приставами-исполнителями и другими участниками исполнительного производства, выявления нарушений прав и законных интересов лиц, участвующих в исполнительном производстве, принятие мер по восстановлению нарушенных прав субъектов исполнительного производства и привлечению виновных к ответственности.

Контроль и надзор в исполнительном производстве осуществляется в различных процессуальных формах, различными органами и различными средствами реагирования на выявленные нарушения.

Контроль за соблюдением законодательства в исполнительном производстве осуществляется внутри Федеральной службы судебных приставов вышестоящими по отношении к судебному приставу-исполнителю должностными лицами. Такой контроль называется ведомственным.

В процессе этого контроля изучаются данные учета и отчетов работы судебных приставов, проводятся проверки и ревизии деятельности подразделений судебных приставов, обобщается и анализируется полученная информация, проверяются поступающие жалобы на действия(бездействие) должностных лиц службы судебных приставов и применяются различные формы реагирования на результаты указанного анализа.

Ведомственный контроль за исполнением законодательства в исполнительном производстве обеспечивается существующей централизованной системой соподчинения должностных лиц службы судебных приставов, которые наделены определенными властными полномочиями.

Главный судебный пристав РФ осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов, в пределах установленной компетенции издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками этой службы, рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности ( ст. 8 Закона о судебных приставах).

В случае если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов ФССП России нескольких субъектов РФ, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом

РФ. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом РФ или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта РФ или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства (ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением законодательства в исполнительном производстве установлены в ст. 9 Закона о судебных приставах.

В частности, главный судебный пристав субъекта РФ образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность, назначает и освобождает от должности судебных приставов, перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию, поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины, рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности, несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.

Главный судебный пристав субъекта РФ определяет подразделение судебных приставов, в котором возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство, если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов. При этом он осуществляет контроль за ведением такого исполнительного производства или возлагает его на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства (ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

Старший судебный пристав, который возглавляет подразделение судебных приставов, организует и контролирует работу подразделения, координирует действия судебных приставов, утверждает некоторые постановления судебного пристава-исполнителя (например, постановление о проведении государственной регистрации права собственности на имущество или имущественных прав должника (ст. 66 Закона об исполнительном производстве), постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ст. 76 указанного Закона), постановление о розыске должника (ст. 65 этого же Закона) и др.), дает в письменной форме разрешение о совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов (ст. 35 Закона), разрешает вопросы об отводах судебному приставу-исполнителю (ст. 63 Закона об исполнительном производстве).

Ведомственный контроль осуществляют также стороны исполнительного производства, представители сторон, органы государственного управления и местного самоуправления.

Указанные лица имеют право подавать жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов и предъявлять иски по различным обстоятельствам, возникающим в отношениях по принудительному исполнению.

Надзор за исполнением и соблюдением законодательства в исполнительном производстве осуществляется извне по отношению службы судебных приставов. В юридической литературе выделяются две формы надзора в исполнительном производстве[51]:

Судебный контроль (надзор) в исполнительном производстве выражается, прежде всего, в том, что судебный пристав-исполнитель может совершать определенные процессуальные действия только при наличии санкции соответствующего суда.

Например, отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта судебный пристав-исполнитель может только на основании решения суда (ст. 37Закона об исполнительном производстве). Право восстановить пропущенный срок предъявления исполнительного листа принадлежит только суду (ст. 23).

Произвести замену выбывшей стороны исполнительного производства её правопреемником судебный пристав-исполнитель может только на основании судебного акта (ст. 52указанного Закона). Прекращение исполнительного производства по основаниям, указанным в ч. 2 ст.

43 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель осуществляет только на основании соответствующего судебного акта.

Судебный контроль в исполнительном производстве проявляется и в обязанности суда рассматривать жалобы на постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), а также рассматривать исковые заявления в случаях нарушения требований законодательства об исполнительном производстве (см.раздел 10.3)

Прокурорский надзор за исполнением законодательства судебными приставами осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О Прокуратуре Российской Федерации» и Указанием Генерального прокурора РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».

Надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Мерами прокурорского реагирования прокуроры добиваются неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

Прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами вправе беспрепятственно посещать подразделения службы судебных приставов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов должностными лицами службы судебных приставов в связи с поступившими в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона.

В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов прокуроры особое внимание обращают на соблюдение принципов законности принимаемых решений, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства граждан, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

В ходе проверок жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей прокуроры изучают неоконченные исполнительные производства в подразделениях судебных приставов по месту их нахождения. Изымать и истребовать эти производства в прокуратуру не допускается (п. 1.3 Указания Генерального прокурора РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7).

В целях восстановления нарушенных прав граждан прокуроры применяют меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

При выявлении нарушений законодательства об исполнительном производстве прокуроры вносят представление Главному судебному приставу — субъекту РФ с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей прокуроры приносят протесты вышестоящим должностным лицам в целях отмены этих постановлений. В случае невыполнения законных требований прокурора возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании прокурор вносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.

Прокуроры вправе обращаться в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлением о признании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей незаконными и

о возмещении ими причиненного ущерба (ст. 45, 254, 441 ГПК РФ и 198 АПК РФ).

В целях защиты прав и законных интересов граждан прокуроры обеспечивают надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением судебными приставами-дознавателями требований уголовно-процессуального законодательства.

10.3.

Источник: https://sci-lib.biz/proizvodstvo-rossii-ispolnitelnoe/kontrol-nadzor-ispolneniem-zakonodatelstva-52343.html

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: сущность, предмет, задачи

Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов

Переход к новым рыночным отношениям диктует все более актуальную проблему, связанную с исполнением судебных актов и актов иных органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений. Из-за низкой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В период 1990-х гг. проводился комплекс мероприятий, направленных на реформирование исполнительного производства в государстве. Был признан недействительным институт судебных исполнителей и образована новая государственная служба судебных приставов.

Также Правительство решило обновить правовую основу исполнительного производства. Для этой цели приняли Федеральные законы от 21 июля 1997-го г. касаемо судебных приставов, от 21 июля 1997-го г.

относительно исполнительного производства, внесли соответствующие изменения в действующее законодательство и прочие нормативно-правовые акты.

Данные изменения затронули и Закон о прокуратуре, дополненный в 1999-м г. новой отраслью прокурорского надзора (надзор за исполнением законов судебными приставами). Но, к несчастью, закон не определяет конкретное содержание этой отрасли, ее предмет, функции прокурора (по образу остальных отраслей надзора).

Замечание 1

В ходе раскрытия сущности и содержания этой отрасли надзора, как правило, исходят из общих положений Закона о прокуратуре, затрагивающих виды прокурорского надзора, предмет и объекты прокурорского надзора, функции прокуроров при реализации надзора за исполнением законодательства.

В правовую основу изучаемой отрасли прокурорского надзора, помимо Закона о прокуратуре, входят:

  • Федеральный закон, касающийся судебных приставов;
  • Федеральный закон от 02 октября 2007-го г. относительно исполнительного производства;
  • Положение о Федеральной службе судебных приставов, подписанное Указом Президента России от 13 октября 2004-го г.;
  • Положение, касающееся территориального органа федеральной службы судебных приставов, подписанное приказом Министерства юстиции России от 09 апреля 2007-го г.;
  • Указание Генеральной прокуратуры России от 12 мая 2009-го г. касаемо организации прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами.

Некоторые вопросы исполнения решений суда регулируются с помощью ГПК, УПК, АПК, УИК и других законодательных актов РФ.

рассматриваемой отрасли надзора заключается в том, чтоб при помощи способов и средств прокурорского реагирования обеспечивать законность в работе судебных приставов, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного характера, уважение чести и достоинства граждан, связанных со сферой деятельности судебных исполнителей.

Определение 1

Объекты прокурорского надзора за выполнением законов судебными исполнителями – это Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), подчиняющаяся Министерству Юстиции России, территориальные органы с должностными лицами – судебными приставами.

Определение 2

Территориальные органы ФССП России являются единой централизованной системой, возглавляемой Федеральной службой судебных приставов. Она состоит из территориальных органов (управления, отделов), действующих на территории субъектов России, районов, городов, межрайонных и специализированных подразделений ФССП РФ.

К должностным лицам, поднадзорных прокурорам, относятся:

  • Главный судебный пристав России (он же директор ФССП РФ) со своими заместителями;
  • главные судебные приставы субъектов России (это руководители территориальных органов ФССП, которые действуют на территории субъектов России) со своими заместителями;
  • старшие судебные приставы с судебными приставами.

Задачи судебных приставов

Служба судебных приставов выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает установленный порядок деятельности высших судебных органов (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
  • осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (например, нотариально удостоверенные соглашения, связанные с уплатой алиментов, акты по делам об административных нарушениях и пр.);
  • исполнение закона об уголовном судопроизводстве по делам, которые УПК относит к подследственности органов ФССП РФ.

Две группы судебных приставов

Судебные исполнители зависимо от выполняемых обязанностей делятся на судебных приставов по осуществлению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные исполнители 1-ой группы обеспечивают установленный порядок работы следующих органов:

  • суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
  • Конституционный Суд России;
  • Верховный Суд России;
  • Высший Арбитражный Суд России.

Они осуществляют общественный порядок в зданиях и помещениях судов, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.

Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц является задачей судебных приставов-исполнителей.

Эти две группы судебных приставов существенно различаются по правовому статусу. Если работа судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в общем-то является правоохранительной, то работа судебных приставов-исполнителей имеет обеспечительное значение, направленное на принудительное выполнение решений, выносимых судами, решений иных органов и должностных лиц.

Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:

  • обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;
  • защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;
  • обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.

Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен. Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре. Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей.

Определение 3

Учитывая вышеизложенный материал надо отметить, что предмет надзора в рамках рассматриваемой отрасли – это исполнение законов судебными исполнителями.

Прокурорский надзор за выполнением законодательства осуществляется в таких направлениях:

  • соблюдать установленный порядок принудительного выполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц;
  • исполнять законы в процессе обеспечения установленного законного порядка деятельности судебных органов;
  • соблюдать права и законные интересы физических и юр. лиц;
  • соответствовать законодательству правовых актов, которые издают должностные лица службы судебных приставов.

Исполнительное производство

Определение 4

Под исполнительным производством понимается установленный законодательством порядок принудительного осуществления судебных актов, актов иных органов и должностных лиц с целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Это касается актов, в которых возлагаются на граждан, организации либо бюджеты всех уровней обязанности передавать иным гражданам, организациям либо в соответствующие бюджеты денежных средств и прочего имущества или совершать в их пользу конкретные действия или воздержаться от совершения данных действий.

Исполнительное производство является довольно сложным производством. Оно включает в себя 3 стадии:

  • возбуждение исполнительного производства;
  • осуществление исполнительного производства;
  • окончание исполнительного производства.

У судебного пристава-исполнителя после того, как вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, имеется право на осуществление комплекса исполнительных действий, которые направлены на принудительное выполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. В частности, судебный пристав-исполнитель может осуществлять:

  • вызов стороны исполнительного производства и иных лиц;
  • запрос необходимых сведений, проведение проверок;
  • проникновение в жилые и нежилые помещения, хранилища;
  • наложение ареста на имущество и пр.

При неисполнении должником добровольным путем требований, которые содержатся в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право на применение мер принудительного характера, в частности:

  • обратить взыскание на имущество, деньги и ценные бумаги должника;
  • наложить арест и изъять у должника имущество, присужденное взыскателю;
  • принудительным путем вселить взыскателя в жилое помещение;
  • принудительным путем выселить должника из жилого помещения и пр.

Порядок деятельности судов всех уровней обеспечивается согласно Закону о судебных приставах. Данная функция возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. данной деятельности состоит, главным образом, в осуществлении правоохранительной функции. Судебный пристав несет обязанности касаемо:

  • поддержания общественного порядка;
  • предупреждения и пресечения преступлений и правовых нарушений в здании и помещениях судебных органов;
  • обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей и иных сторон судебного процесса и пр.

Помимо этого, судебные приставы выполняют отдельные поручения суда (судьи), связанных с безопасной доставкой уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания, приводом лиц, которые уклоняются от явки в суд, и пр.

Пример 1

Судебный исполнитель имеет широкие права при исполнении своих обязанностей. Например, в процессе привода лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, он вправе входить на территории, в помещения, в т.ч. жилые, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность у лиц, которые находятся в зданиях, помещениях суда, досматривать людей и их вещи и пр.

Требования судебного исполнителя обязательны для лиц, которые присутствуют в зале заседания суда. В законодательном порядке он вправе применить физическую силу со специальными средствами и огнестрельным оружием.

Определение 5

Согласно положениям Закона о прокуратуре, Закона о судебных приставах (статья 18), исполнение законодательства судебными приставами при реализации ими вышеуказанных функций является предметом прокурорского надзора исследуемой отрасли.

Пределы прокурорского надзора

Если полномочия судебных приставов-исполнителей в области исполнительного производства в полном объеме охватываются изучаемой отраслью, то о полномочиях судебных приставов по обеспечению деятельности судов такое сказать невозможно.

Таким образом, к компетенции судебных приставов по обеспечению деятельности судебных органов, как мы уже отмечали, относится выполнение поручений судьи по вопросам обеспечения порядка в залах и помещениях суда, по принудительному доставлению лиц, которые уклоняются от явки по вызовам в суд, и пр.

Замечание 2

Законность данных действий судебных исполнителей не относится к предмету надзора прокурора, так как прокуратура не реализует надзор за законностью деятельности судебных органов..

Не относится к предмету исследуемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП РФ по уголовным делам, относящимся УПК к их компетенции (пункт 4 части 3 статьи 151 УПК), так как процессуальная деятельность – это предмет другой отрасли надзора, который отвечает за исполнение законодательства органами дознания и предварительного следствия.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/nadzor-za-ispolneniem-zakonov-sudebnymi-pristavami/

8.1. Процессуальные формы контроля и надзора в исполнительном

Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов

Судебный пристав-исполнитель – активный участник исполнительного производства, имеющий достаточно большие полномочия. Между тем Законом об исполнительном производстве, иными нормативными актами устанавливаются различные процессуальные формы контроля и надзора за его работой.

Поначалу понятия “надзор” и “контроль” представляются схожими. Вместе с тем отличие объясняется разным характером проверки и полномочий, которыми располагают контрольные и надзорные органы*(198).

Предмет надзора, наряду с исполнением законов, представляющим собой активную деятельность по осуществлению предписаний закона, охватывает также и все иные формы реализации права, в том числе и соблюдение законов, которое обычно трактуется как следование запретам, установленным законом.

Кроме того, надзор, в отличие от контроля, всегда осуществляется извне по отношению к объектам иных систем*(199). Этот последний вывод позволяет нам различать процессуальные формы надзора и контроля в исполнительном производстве и, в частности, за деятельностью судебного пристава-исполнителя.

Полагаем, что можно выделить отдельные процессуальные формы надзора в исполнительном производстве:

судебный надзор;

прокурорский надзор.

В свою очередь, в исполнительном производстве возможно осуществление следующих процессуальных форм контроля:

внутриведомственный контроль;

контроль, осуществляемый другими участниками исполнительного производства.

Под судебным надзором в исполнительном производстве следует понимать возможность совершения определенных процессуальных действий только при наличии санкции суда (арбитражного суда), а также обязанность суда рассматривать жалобы на действия судебного пристава-исполнителя и иски, вытекающие из отношений по принудительному исполнению.

Следует согласиться с тем, что взаимоотношения судебных приставов-исполнителей с судами общей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие (процессуальное партнерство) определенных законом государственных органов (судов) и должностных лиц (судебных приставов-исполнителей), направленное на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных интересов граждан и организаций*(200).

Процессуальное партнерство судов и судебных приставов-исполнителей складывается по нескольким направлениям.

Во-первых, суд в ходе исполнительного производства принимает важные определения, то есть суд выполняет ряд процессуальных обязанностей, которые затрагивают сферу исполнительного производства.

Однако эти действия суда осуществляются в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства и определяются гражданско-процессуальными или арбитражно-процессуальными нормами, а не нормами исполнительного производства.

Например, заявление о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению подается в суд, вынесший решение, или в суд по месту исполнения. Заявление рассматривается на судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока. На определение суда по вопросу о восстановлении срока может быть подана частная жалоба (ст. 432 ГПК РФ).

Во-вторых, суд рассматривает жалобы на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя (ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

В случае подачи жалобы она подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, в зависимости от вида исполнительного документа, по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в течение 10-дневного срока со дня совершения действия или отказа в совершении действия.

В-третьих, суд рассматривает исковые заявления в случае нарушения требований законодательства об исполнительном производстве. При этом эффективность судебного надзора определяется наличием особой юридической гарантии – гражданской или арбитражной процессуальной формы.

Таким образом, судебный надзор в исполнительном производстве включает в себя три направления: принятие судом определений, оказывающих определенное влияние на исполнительное производство; рассмотрение судом жалоб на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя; рассмотрение судом исковых заявлений по вопросам исполнительного производства.

Второй процессуальной формой надзора в исполнительном производстве является прокурорский надзор.

Согласно п. 4 ст. 19 Закона о судебных приставах, надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Необходимо учитывать, что в соответствии со ст.

1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор: за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов судебными приставами.

В настоящее время формируется новое направление прокурорского надзора, требующее своего последующего исследования.

Между тем в самом Законе об исполнительном производстве нормы о процессуальном положении прокурора отсутствуют. Такая ситуация недопустима, так как перечисленные выше надзорные полномочия прокурора требуют наличия процессуальных форм их реализации*(201). В исполнительном производстве в настоящее время нет действенного механизма реализации указанных полномочий прокурора.

В соответствии с теми правилами, которые существовали до принятия Закона об исполнительном производстве, прокурор имел возможность участвовать в исполнительном производстве как одной из стадий гражданского процесса.

Однако и по ранее действующему законодательству существовали спорные вопросы участия прокурора в исполнительном производстве. Так, в силу ч. 3 ст. 351 ГПК РСФСР, отсылавшей, в свою очередь, к ст.

4 ГПК РСФСР, право на участие прокурора в стадии исполнения в форме предъявления исполнительного листа к взысканию предусматривалось лишь в тех случаях, когда дело в суде первой инстанции было возбуждено по иску (заявлению) прокурора.

Участие прокурора в исполнительном производстве в форме вступления в него (надзорная форма) следовало из ст. 12 ч. 1 ст. 41 ГПК РСФСР. То есть, с одной стороны, несмотря на участие прокурора в деле в суде первой инстанции в форме вступления в него (надзорная форма), не было прямого указания на право возбуждения исполнительного производства.

С другой стороны, участие прокурора на заключительной стадии гражданского процесса (исполнительном производстве) в форме вступления в исполнительное производство (надзорная форма) не ставилось в зависимость от его участия в деле на предыдущих стадиях, так как в соответствии с ч. 1 ст. 41 ГПК РСФСР прокурор имел право вступить в дело в любой стадии гражданского процесса.

В настоящее время в связи с изменением места исполнительного производства в системе права России, для повышения роли прокурора было бы целесообразно ввести его в состав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Необходимость участия прокурора в исполнительном производстве обосновывается исходя из того, что прокурор может предъявлять иски:

а) для защиты прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности осуществления самостоятельной защиты (дети, престарелые, физически немощные и др.);

б) для защиты государственных и общественных интересов как представитель государства.

Следовательно, прокурор должен быть наделен правом возбуждать исполнительное производство по таким делам.

В этом случае возникает правомерный вопрос о форме участия прокурора в исполнительном производстве и о его процессуальных правах и обязанностях.

Если вопрос об участии прокурора в исполнительном производстве будет положительно решен законодателем, то прокурор мог бы участвовать в исполнительном производстве в двух формах: в форме возбуждения исполнительного производства и в форме вступления в исполнительное производство.

Такие формы участия прокурора в исполнительном производстве легально были предусмотрены, хотя и с некоторыми вышеотмеченными особенностями, при исполнении судебных решений, согласно ГПК РСФСР.

Кроме того, необходимо наделить прокурора правами и обязанностями, аналогичными правам и обязанностям сторон.

Учитывая несовершенство законодательства об исполнительном производстве в части прокурорского надзора, Генеральным прокурором РФ было подписано указание, в котором разъясняется, что органам прокуратуры необходимо осуществлять надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

В частности, за соблюдением закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; за исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства; за законностью постановлений судов по гражданским делам – в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства*(202).

Таким образом, судебный и прокурорский надзор являются важными процессуальными гарантами охраны прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Рассмотренные выше процессуальные формы надзора приобретают большую эффективность в совокупности с внутриведомственным контролем и контролем, осуществляемым другими участниками исполнительного производства.

Как уже отмечалось, надзор осуществляется извне по отношению к объектам иных систем. В нашем случае суд и прокуратура организационно составляют самостоятельную систему и осуществляют надзор не только за действиями судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве, но и за другими сферами правовых отношений.

В отличие от надзора, контроль в исполнительном производстве означает совокупность процессуальных средств по обеспечению верховенства закона, защиты прав и интересов граждан и организаций, осуществляемых внутри системы исполнительного производства.

При осуществлении контроля в исполнительном производстве используются внутриотраслевые процессуально-правовые средства воздействия.

Первым таким средством выступает внутриведомственный контроль, действенность которого приобретает все большее значение. Повышение роли внутриведомственного контроля связано с тем, что организационно сформировалась новая государственная служба – Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.

Органы внутриведомственного контроля при осуществлении своих полномочий наделены определенной административной властью.

В настоящее время сформировалась достаточно эффективная система внутриведомственного контроля в рамках службы судебных приставов. Контроль обеспечивается существующей системой соподчинения; главный судебный пристав РФ – главный судебный пристав субъекта РФ – старший судебный пристав – судебный пристав-исполнитель.

Второй формой контроля в исполнительном производстве является контроль, осуществляемый другими участниками исполнительного производства. В качестве контролирующих выступают лица, участвующие в исполнительном производстве: стороны (взыскатель, должник), представители сторон, органы государственного управления и местного самоуправления.

Следует согласиться с тем, что было бы правильным и своевременным полнее провести в законе принцип отделения исполнительного производства от гражданского и арбитражного судопроизводства и в связи с этим освободить суды от приостановления, прекращения, отложения исполнительных действий и подобных обязанностей, связанных с исполнительным производством*(203).

Кроме того, наличие контроля, осуществляемого участниками исполнительного производства, также свидетельствует о возможности реализации вышеназванного предложения.

Указанный вид контроля можно свести к двум основным моментам:

лица, участвующие в исполнительном производстве, имеют право подавать жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя;

лица, участвующие в исполнительном производстве, имеют право предъявлять иски по различным обстоятельствам, возникающим в отношениях по принудительному исполнению.

Лица, участвующие в деле, кроме общих прав и обязанностей, указанных в ст. 50 Закона об исполнительном производстве, имеют и исполняют специальные права и обязанности. Например, право обжаловать действия судебного пристава-исполнителя является важной гарантией контроля со стороны лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Вместе с тем следует иметь в виду, что правом подачи жалобы в указанных выше случаях могут обладать и представители сторон, если они имеют на это надлежаще оформленные полномочия.

Вопрос о возможности участия в исполнительном производстве органов государственного управления и местного самоуправления в настоящее время Законом об исполнительном производстве до конца не решен.

Однако в случае их признания в качестве особых лиц, участвующих в исполнительном производстве, следует полагать, что органы государственного управления и местного самоуправления будут наделены правами и обязанностями сторон, за некоторым изъятием, а значит, смогут подавать жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Кроме возможности подачи жалобы, законом предусмотрено, что если судебный пристав-исполнитель причинил вред гражданам и организациям, то он подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Исходя из общих правил гражданского законодательства, в подобных случаях имущественная ответственность возлагается на государство – Российскую Федерацию (ст. 16, 125, 1064, 1071 и др.).

От имени Российской Федерации ответчиком выступает не служба судебных приставов, а Минфин России (ст. 1071 ГК РФ).

Более подробно указанные меры защиты прав граждан и организаций (подача жалоб и исков), в силу особой актуальности и сложности, будут рассмотрены в следующих параграфах этой главы.

Источник: https://lib.sale/ispolnitelnoe-proizvodstvo-rosii/protsessualnyie-formyi-kontrolya-nadzorav.html

Понятие закона
Добавить комментарий