Когда день образования службы судебных приставов

Сценарии

Когда день образования службы судебных приставов

Дата проведения: 3 ноября 2010 г.

Место проведения: ресторан «ОНОН»

Время проведения: с 15.00 часов

 Звучат фанфары

 ВЕД: Добрый день, уважаемые гости, коллеги!

 ВЕД: Мы рады приветствовать Вас на празднике, посвященном 145-летию образования института судебных приставов в Российской Федерации.

(на экране проецируется символика ФССП)

  ВЕД: Весы Фемиды и тяжелый меч

 У нашей службы – символ правосудия.

Судебный пристав, я имею честь

Служить державной матушке России.

 ВЕД: Я горжусь всегда своею службой

          Знаю я, что пристав людям нужен.

          Знаю, я, что Родина Россия

          Твердо верит в правовую силу.

 ВЕД: Для торжественного открытия собрания на сцену приглашаются:

Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю – главный судебный пристав Забайкальского края Олег Игоревич Пляскин, начальник отдела – старший судебный пристав Агинского районного отдела судебных приставов Эрдынеев Элбэк Гармаевич.

 ВЕД: Мы службу несем на территории самого красивого, самого удивительного, динамично развивающегося региона Российской Федерации – Агинского Бурятского округа. Слово для поздравления предоставляется:

  • Заместителю Председателя Правительства Забайкальского края – руководителю администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края Сокто Бальжинимаевичу Мажиеву
  1. Главе администрации муниципального района «Агинский район» Цэдашиеву Владимиру Цэдашиевичу (или заместителю главы администрации муниципального района «Агинский район» Жаргал Владимировичу Жапову),
  2. Главе городского округа «Поселок Агинское» Ананда Цыдыповичу Дондокову.

 (слово, художественный номер)

 ВЕД: Вся деятельность службы судебных приставов неразрывно связана с деятельностью судебных органов. От организованного, налаженного взаимодействия наших служб зависит эффективная работа системы правосудия. А сейчас слово предоставляется: председателю Агинского районного суда Баирову Бато Баировичу.

 ВЕД: Сегодня в зале присутствуют наши дорогие гости – коллеги, ветераны службы судебных приставов.

ВЕД: Это – Жаргалов Батомунко Жамбалович– ветеран ВОВ, труженик тыла

 ВЕД: Цыренжабэ Батор Амаголонович

ВЕД: Цэдашиева Дарима Батомункуевна

 ВЕД: Все они внесли немалый вклад в становление нашей службы, приложив свои профессиональные навыки, умение, человеческие качества, терпение. 

ВЕД: Мы желаем вам здоровья, счастья, успехов, благополучия! 

(художественный номер) 

ВЕД: Для оглашения приказа Руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю на сцену приглашаются заместитель Главного судебного пристава Забайкальского края Слипчук Николай Николаевич (если его не будет, то – Филиппова Елена Владимировна).

                                  (художественный номер)                       ВЕД: На территории района в целях противодействия коррупции создан Координационный совет правоохранительных органов, в состав которого вошли самые компетентные опытные специалисты, свое верной службой во благо Родины внесли свой весомый вклад. 

ВЕД: На сцену приглашаются: 

  1.  Председатель Координационного совета – прокурор Агинского района, советник юстиции Дашидондоков Жаргал Мункобаторович
  2. Начальник Отдела внутренних дел по Агинскому району, подполковник милиции Эрдынеев Тумэн Анатольевич
  3. Начальник отдела в Агинском Бурятском округе Управления Федеральной службы безопасности России по Забайкальскому краю, подполковник  Ваулин Сергей Юрьевич
  4. Руководитель Межрайонного Следственного отдела Следственного управления  Следственного комитета Агинского Бурятского округа при Прокуратуре РФ по Забайкальскому краю, младший советник юстиции Хавкин Петр Эрнестович
  5. Начальник отдела по Агинскому Бурятскому округу Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю, подполковник полиции Батор Цынгуевич Цырендоржиев.

ВЕД: Слово предоставляется членам Координационного совета. 

 (приветствия, награждение, художественный номер) 

ВЕД: Деятельность по исполнению решений специально уполномоченных органов является составляющей в достижении цели повышения эффективности правосудия. Представители Агинского филиала службы приставов тесно сотрудничают со своими коллегами по взысканию штрафов, налогов (сборов) и по пополнению доходной части бюджета. 

ВЕД: Слово предоставляется: 

  1. Любовь Ендоновне Ширибазаровой – руководителю Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу.

(слово, художественный номер) 

ВЕД: В сфере защиты государственных интересов и обеспечения конституционных прав граждан, для эффективного исполнения законов Службой приставов Агинского Бурятского округа осуществляется тесное взаимодействие и со средствами массовой информации. 

ВЕД: На сцену приглашаются: 

  1. Баир Цыденович Содномов – руководитель Территориального отделения филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Чита» в п. Агинское (Агинская телерадиокомпания)
  2. Баир Цыдыпович Цыденов – главный редактор газеты «Агинская правда»

(слово, художественный номер) 

ВЕД: Дорогие гости, уважаемые коллеги торжественное собрание, посвященное 145-летию образования института судебных приставов в Российской Федерации считается закрытым. Всего вам доброго! 

(музыкальная отбивка)

Источник: http://xn--80aab0bbg5aeejfegc7krbe.xn--p1ai/metodkabinet/stsenarii/218-stsenarij-torzhestvennogo-sobraniya-posvyashchennogo-145-letiyu-obrazovaniya-instituta-sudebnykh-pristavov-v-rossijskoj-federatsii

День судебного пристава. Справка

Когда день образования службы судебных приставов

Ранее День судебного пристава отмечался 6 ноября,  однако этот день считается скорее днем возрождения службы судебных приставов, нежели днем ее основания, поскольку именно в этот день в 1997 г.

были приняты и вступили в силу два Федеральных закона – “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”.

Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства в России и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов.

Судебный пристав – это особое государственное должностное лицо, на которое   возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством.

Первые упоминания о судебных приставах  присутствуют в судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XV веком. В те времена судебным приставом называли должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд.

В XVI-XVII веках формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативно-правовых документов.

Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. В 1782 г. в городах появилась полицейская должность частного (от слова “часть”) или городского пристава, а в сельской местности с 1873 г. появились становые приставы.

В 1864 г., благодаря судебной реформе Александра II, был создан институт судебных приставов.

Судебные приставы состояли при уголовном и гражданском кассационных департаментах Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания.

Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу – заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

Должность судебных приставов могли занимать только благонадежные, нравственные  люди. Принятые на должность давали присягу. После присяги пристав получал печать, особый знак и свидетельство с указанием местности назначенной ему для жительства.

Судебные приставы в императорской России при исполнении своих обязанностей пользовались защитой со стороны государственной власти. Сопротивление судебному приставу давало ему право призывать на помощь полицейские власти и даже военную силу.

Оскорбление, нанесенное судебному приставу во время исполнения им своих обязанностей, или сопротивление его законным требованиям считалось преступлением против власти и наказывалось по уголовному законодательству.

За правильностью действий судебных приставов наблюдал суд, он же привлекал их к ответственности за упущения и злоупотребления по службе. В целом, российское законодательство о правовом статусе судебных приставов второй половины XIX века было одним из самых разработанных в Европе.

Институт судебных приставов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 г. одновременно с ликвидацией прежней судебной системы. На смену приставам пришли судебные исполнители новой советской России, которые в отличие от своих предшественников уже стали государственными служащими.

Судебные исполнители состояли в штатах судов низового звена – районных народных судов, и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

И только в четырех республиках СССР (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР “О милиции”, принятый 18 апреля 1991 г., к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов относится к 1997 г., когда были приняты и вступили в силу два Федеральных закона – “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”.

Впервые после 1917 г.

российское государство сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов, образовав для их реализации жестко структурированную службу судебных приставов. В структуре Министерства юстиции  России был создан Департамент судебных приставов, который возглавлял заместитель министра юстиции – главный судебный пристав Российской Федерации.

В результате административной реформы, проведенной в соответствии с указами президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” и от 13 октября 2004 г. “Вопросы службы судебных приставов”, Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

В современной России на судебных приставов возложены две основные задачи: первая ‑ это обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Судебные приставы, как и сто лет назад, дежурят в зале судебных заседаний, обеспечивая безопасность участников процесса, поддерживают порядок в здании суда.

Вторая задача возложенная на службу судебных приставов – исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов. 

В соответствии с возложенными на службу задачами, судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

На должность судебного пристава могут быть приняты граждане России, достигшие возраста 20 лет, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности и не имеющие судимости. Судебные приставы состоят на государственной службе и имеют классный чин, а при поступлении на должность приносят присягу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20101101/289860964.html

Историческая справка и правовые основы деятельности

Когда день образования службы судебных приставов

Из истории института судебных приставов

Исполнение судебных решений – это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения.

Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками.

Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда был актуален вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам.

Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов. Каков же портрет тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?

Дружинники

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель выезжал он с дружиной на полюдье собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы. Волю князя приводили в исполнение верные дружинники.

Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление.

После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, – она установила «уроки» (фиксированный размер повинности) и создала новую форму получения дани – «повоз» (дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища).

Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054) общественные отношения, в том числе имущественные, регулировались сводом законов Русская Правда. Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника.

Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники – отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, – они собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества. В период с конца XI века по XV век были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

Первые приставы феодальной Руси и Московского государства

Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей.

В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII – XV веками упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.). В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 годов. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях – применять расспрос и пытку. Кроме этого, Судебники вводят новый институт – «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три». В XVI – XVII веках формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.

Недельщики

В допетровской Руси, с начала XV по XVII век, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.

В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд.

При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности.

В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него.

Таким образом, уже в XV – XVI веках начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия. Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича 1649 года.

В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», – столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

В это время, согласно Соборному Уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» – их привязывали к позорному столбу и секли.

В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения «отдача за пристава».

Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

Полицейские приставы

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя.

Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было никакой материальной заинтересованности.

По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.

В XVIII – XIX веках в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы… Но недоимки росли, и с 1769 года в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

Судебные приставы Российской империи

В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда.

20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства».

Судебные уставы определили новые принципы судоустройства и судопроизводства в России, кроме того, в соответствии с ними при судебных местах должны были находиться судебные приставы.

Вопрос о реализации уставов был решен «Высочайше утвержденным Положением о введении в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г.», которое содержалось в именном императорском указе от 19 октября 1865 года.

При этом новые установления планировалось вводить в действие с 1866 года в течение четырех лет.

В первую очередь они были введены в округах Санкт-Петербургской и Московской судебных палат, а в подведомственных им судах были назначены судебные приставы в количестве 203 человек.

Деятельность приставов, состоявших при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов.

В соответствии с «Учреждением судебных установлений» эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием.

Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы.

Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Таким образом, с момента подписания в 1865 году императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов правовой статус и компетенция судебного пристава получили законодательную регламентацию.

Институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века.

Судебные приставы, с которыми история российской государственности была неразрывно связана на протяжении многих веков, заняли достойное место в системе государственной службы.

Поэтому дата 19 октября 1865 года считается отправной точкой в истории Российского института судебных приставов.

После перехода России на новое летоисчисление указанной исторической дате стала соответствовать (по новому стилю) дата 1 ноября. Именно она легла в основу Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2009 № 1019, которым был установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.

Судебные исполнители СССР

В период 1917 – 1991 годов дореволюционная система исполнения судебных решений постепенно разрушалась. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов. Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт судебных исполнителей.

А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители состояли в штате суда и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.

Возрождение службы судебных приставов

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов.

Их применение привело к определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Значительно обновленное за истекшее время законодательство Российской Федерации также потребовало корректировки ряда норм федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» и внесения изменений в эти законы, поскольку вопросы исполнения судебных и иных актов касаются практически каждого правоприменителя, гражданина и организации, осуществляющих свою деятельность в нашей стране.

Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве, в последнее время находившегося в центре внимания, как законодателя, так и общества в целом, обусловили разработку и принятие нового Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу 1 февраля 2008 года.

Сегодня работа по совершенствованию механизмов исполнительного производства продолжается, и если дальнейшая его реформа будет проходить при активном участии профессионального юридического сообщества, государство получит максимальный процент исполнения судебных решений. Важно знать и чтить историю России.

Ведь оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития отечественной правовой системы. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие – это Закон.

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:45 / 25 декабря 2018 14:05

Версия для печати

Источник: http://fssprus.ru/history/

День судебного пристава в России

Когда день образования службы судебных приставов

Первые упоминания о судебных приставах присутствуют в судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XV веком. В те времена судебным приставом называли должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд.

В XVI-XVII веках сформировалась единая общерусская судебная система, была проведена глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получил конкретизацию, и функции приставов были закреплены законодательно.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. В 1782 году в городах появилась полицейская должность частного (от слова “часть”) или городского пристава, а в сельской местности с 1873 года появились становые приставы.

В 1864 году, благодаря судебной реформе Александра II, был создан институт судебных приставов. Судебные приставы состояли при уголовном и гражданском кассационных департаментах Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания.

Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу – заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

Согласно Уставу, судебный пристав должен был быть добросовестным и обладать “благонадежной нравственностью”. Принятые на должность давали присягу. После присяги пристав получал печать, особый знак и свидетельство с указанием местности, назначенной ему для жительства.

Судебные приставы в императорской России при исполнении своих обязанностей пользовались защитой со стороны государственной власти. Сопротивление судебному приставу давало ему право призывать на помощь полицейские власти и даже военную силу.

Оскорбление, нанесенное судебному приставу во время исполнения им своих обязанностей, или сопротивление его законным требованиям считалось преступлением против власти и наказывалось по уголовному законодательству.

За правильностью действий судебных приставов наблюдал суд, он же привлекал их к ответственности за упущения и злоупотребления по службе. В целом, российское законодательство о правовом статусе судебных приставов второй половины XIX века было одним из наиболее проработанных в Европе.

Институт судебных приставов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы. На смену приставам пришли судебные исполнители новой Советской России, которые в отличие от своих предшественников уже стали государственными служащими.

Судебные исполнители состояли в штатах судов низового звена – районных народных судов, и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Только в четырех республиках СССР (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР “О милиции”, принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов произошло в 1997 году, когда были приняты и вступили в силу два федеральных закона – “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”.

Впервые после 1917 года российское государство сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов, образовав для их реализации жестко структурированную службу судебных приставов.

В структуре Министерства юстиции России был создан Департамент судебных приставов, который возглавлял заместитель министра юстиции – главный судебный пристав Российской Федерации.

В результате административной реформы, проведенной в соответствии с указами президента России от 9 марта 2004 года “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” и от 13 октября 2004 года “Вопросы службы судебных приставов”, Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

В современной России на судебных приставов возложены две основные задачи: первая – это обеспечение установленного порядка деятельности судов. Судебные приставы, как и сто лет назад, дежурят в зале судебных заседаний, обеспечивая безопасность участников процесса, поддерживают порядок в здании суда.

Вторая задача, возложенная на службу судебных приставов, – исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов.

В соответствии с возложенными на службу задачами, судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Источник: https://ria.ru/20121101/908002453.html

Когда день образования службы судебных приставов в 2019 году

Когда день образования службы судебных приставов

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Когда день образования службы судебных приставов?».

150-лет со дня образования Федеральной службы судебных приставов

Ассоциация юристов России поздравляет работников и ветеранов Федеральной службы судебных приставов со 150-летием со дня образования института.

Примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником – Днем судебного пристава!

На протяжении 150 лет судебные приставы являются одним из ключевых звеньев отечественной судебной системы. И сегодня это прочный и действенный государственный институт, который обеспечивает эффективность судебной власти, стоит на страже правосудия, справедливости и организации принудительного исполнения судебных актов.

Желаем всем работникам, сотрудникам и ветеранам Федеральной службы судебных приставов счастья, благополучия и неиссякаемой силы духа!

150-лет со дня образования Федеральной службы судебных приставов

Ассоциация юристов России поздравляет работников и ветеранов Федеральной службы судебных приставов со 150-летием со дня образования института.

Примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником – Днем судебного пристава!

На протяжении 150 лет судебные приставы являются одним из ключевых звеньев отечественной судебной системы. И сегодня это прочный и действенный государственный институт, который обеспечивает эффективность судебной власти, стоит на страже правосудия, справедливости и организации принудительного исполнения судебных актов.

Желаем всем работникам, сотрудникам и ветеранам Федеральной службы судебных приставов счастья, благополучия и неиссякаемой силы духа!

Северо-Западный федеральный округ

Ненецкий автономный округ

1 ноября 2012 года Федеральная служба судебных приставов России отметит 147 лет со дня образования института судебных приставов.

Институт судебных приставов в России имеет вековые корни. Первые упоминания о нем встречаются еще в Псковской судной грамоте XV века. Но только благодаря судебной реформе, проведенной императором Александром II , определился правовой статус судебных приставов как государственных служащих.

147 лет назад 19 октября 1865 г. (1 ноября по новому стилю летоисчисления) были введены в действие Судебные уставы, что послужило основанием для признания этой даты днем образования института судебных приставов в России и учреждения нашего профессионального праздника – Дня судебного пристава.

В 1917 году после Октябрьской революции институт судебных приставов был упразднен одновременно с ликвидацией прежней судебной системы Российской империи. И для реализации исполнения судебных решений учреждается институт судебных исполнителей, которые состояли в штатах судов и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду.

А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции.

В Ненецком автономном округе в разные периоды времени судебными исполнителями при Нарьян — Марском городском суде работали Тамара Ивановна Сало, Галина Вячеславовна Дубовская, Светлана Васильевна Проневская, Нина Леонидовна Кружкова, Фаина Васильевна Добрынина, Лариса Федоровна Соловьева, Виктор Иванович Комаров.

Точкой отсчета современной истории Службы судебных приставов можно считать ноябрь 1997 года, когда вступили в законную силу два важнейших федеральных закона: «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», был возрожден институт судебных приставов, значительно укрепивший гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве, а также являющийся эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней. В Ненецком автономном округе Служба судебных приставов образовалась в 1999 году. В разные годы Службой руководили Виктор Иванович Масальский, Сергей Васильевич Дузинкевич, Игорь Викторович Оленицкий.

Подводя итоги прошедших 15 лет, необходимо отметить динамичное развитие Службы судебных приставов. В 2004 году Служба приобрела статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти, подведомственного Министерству юстиции РФ.

За это время Федеральной службой судебных приставов проделана огромная работа, направленная на совершенствование правовых основ ее деятельности, проводимая во взаимодействии с Минюстом России.

Это позволяет Службе более полно реализовывать возложенные на нее полномочия и повышать эффективность работы. Так, если в 1998 году судебными приставами-исполнителями Фссп россии было взыскано около 60 млрд. рублей, то в 2011 году – около 374 млрд.

рублей Это огромный вклад в дело защиты нарушенных прав взыскателей и интересов государства.

В настоящее время в Отделе Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу трудится 19 судебных приставов – исполнителей и 36 судебных приставов по ОУПДС, которые ежедневно выполняют очень непростую, но такую необходимую и важную работу, в основе которой лежит защита законных интересов и прав рядовых граждан, юридических организаций и государства.

2 ноября 2012 года в Отделе Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу состоится торжественное мероприятие, посвященное Дню судебного пристава, в рамках которого вновь принятые сотрудники примут присягу на верность закону, а отличившиеся работники будут поощрены ведомственными наградами за особые достижения в служебной деятельности.

Руководитель ОФссп россии по Ненецкому АО Александр Вениаминович Попов: «В преддверии профессионального праздника и 147-летия со дня образования института судебных приставов в России хочется выразить признательность за нелегкий труд судебным приставам, которые невзирая на высокую нагрузку, с честью выполняют свой профессиональный долг и восстанавливают справедливость. Желаю всем крепкого здоровья, мира, счастья, благополучия в семьях и новых трудовых успехов на благо России!»

Версия для печати Сообщить о неточности или изменение в первоисточнике Новость была получена автоматически с источника в 2012:11:01 14:19 (МСК)

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Источник: https://pristav-portal.ru/voprosy/kogda-den-obrazovaniya-sluzhby-sudebnyh-pristavov

История службы судебных приставов

Когда день образования службы судебных приставов

8 сентября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ №1019 «Об установлении Дня судебного пристава».

Согласно Указу, в нашей стране установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава. Отныне его отмечают 1 ноября.

Историческая справка

Должность судебного пристава была учреждена в России еще в древности. В российском судопроизводстве приставы вызывали на суд ответчика, свидетеля, производили по определению суда различные взыскания. В XVIII веке должность пристава была упразднена и исполнительная часть судебного процесса перешла в ведение полиции.

Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оп¬равдало себя. Так, например, имелись случаи, когда из-за несвоевременного вызова в суд истцов, свидетелей или ответчиков судебные разбирательства затягивались на несколько десятков лет. Полицейские чины не были материально заинтересованы в том, чтобы обеспечить явку в суд всех приглашенных лиц.

Исполнение же состоявшихся приговоров судов также затягивалось на годы.

В связи с этим в I860 году статс-секретарь Государственного совета С. И. Зарудный, изучив предшествовавшее законодательство России и европейских стран, а также и судебную практику, вынес на рассмотрение Государственного совета проект закона «О судебных следователях», который в мае того же года с санкции Александра II был принят.

Это событие стало первым шагом к началу проведения судебной реформы.
В ходе судебной реформы было принято решение о возврате к институту судебных приставов, существовавшему к тому времени уже во многих европейских странах. Были приняты законы (Судебные уставы), в основу которых легла организация судов Французской республики.

К ним относились: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского производства». 1 ноября 1865 года императором Александром II было подписано Положение о введении в действие судебных уставов.

Именно этот день считается днем образования в России Института судебных приставов.

Служба судебных приставов создавалась с целью исполнения судебных решений при: Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах и мировых съездах. Судебные приставы избирались председателями этих учреждений, а при кассационных департаментах — обер-прокурорами.

К исполнению своих обязанностей они допускались только после соответствующей проверки в Кассационном департаменте Правительствующего Сената и внесения на случай неправильных действий судебного пристава, причинивших убытки, залога.

Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министерством юстиции Российской империи.

При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утвержденной форме. К ней они приводились духовным лицом их вероисповедания на общем собрании департамента или отделения судебного органа, к которому они были прикреплены.

Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его на должность судебного пристава с указанием местности, назначенной для жительства. В случае изменения места жительства в свидетельстве делалась соответствующая отметка.

Сопротивление судебному приставу давало ему право призвать на помощь полицейские власти и даже военную силу. О всяком противодействии исполнению приставом служебных обязанностей или нанесении ему оскорбления он составлял особый протокол за подписью свидетелей, а если невозможно — полицейских чинов.

Всякое нанесение судебному приставу во время исполнения им служебных обязанностей оскорблений и всякое сопротивление его законным требованиям или распоряжениям считалось преступлением против власти и предусматривало уголовное наказание для виновных.

Судебные приставы получали денежное содержание от государства в соответствии с утвержденными тарифами по штатной должности и пользовались правами государственного служащего. Должность судебного пристава приравнивалась к должности чиновника 10-го разряда по 14-разрядной шкале Табели о рангах Российской империи.

Должностные оклады судебных приставов по сравнению с другими должностными лицами судебных учреждений были относительно невелики. Однако следует учитывать, что помимо должностных окладов они получали денежное вознаграждение за выполнение мероприятий по исполнительному производству.

Министр юстиции по представлению судебных палат утверждал так называемую таксу вознаграждения судебных приставов, в которой определялось, за какие действия какие суммы причитаются в их пользу. Размер такого вознаграждения выражался в процентах от суммы арестованного, охраняемого или иного имущества должника.

В случае оставления судебным приставом по какой-либо причине своей должности внесенный им залог возвращался ему или его наследникам только после возвращения обер-прокурору своего свидетельства, знака и печати, полученных при вступлении в должность. Первоначально деятельность судебных приставов широкого повсеместного распространения не получила.

Однако практический опыт последующих лет показал, что институт судебных приставов жизненно необходим. Это обстоятельство было особо подчеркнуто при обсуждении Закона о преобразовании местного суда, одобренного Государственной думой и Государственным советом и утвержденного 15 июня 1912 года.

Институт судебных приставов был ликвидирован после Октябрьской революции одновременно с ликвидацией старой судебной системы Российской империи.

В советский период выполнение данной функции было возложено на судебных исполнителей, входивших в систему судебных учреждений. Судебные исполнители обладали незначительным правовым статусом в системе государственной службы и крайне ограниченным объемом полномочий.

Источник: http://r25.fssprus.ru/istorija_sluzhby_sudebnykh_pristavov/

Понятие закона
Добавить комментарий