Удостоверение КТС: может ли банк перевести деньги компании без её согласия — Право на vc.ru
Всем привет! По следам недавно нашумевшей истории о списании 5,3 млн со счёта клиента.
Мне, обладателю расчётного счёта ООО, стало интересно, что это за фрукт — комиссия по трудовым спорам (КТС), и может ли она выдать документы, по которым с ООО спишут деньги без моего согласия.
Дисклеймер
Я не даю оценку произошедшей ситуации, не берусь утверждать, кто прав или виноват, меня интересует исключительно правовая подоплёка этой истории.
Действительно ли закон позволяет прийти в банк с бумагой А4 и потребовать перевод средств со счёта компании? Обязан ли банк исполнить такое требование?
Если лень читать
Да, позволяет. Удостоверение КТС — равно исполнительный документ. Банк должен проверить, не подделан ли он, но способы проверки ограничены. Если банк всё сделал правильно, пиши пропало. Если банк накосячил, есть шансы побороться.
Что такое КТС
Это мини-суд внутри фирмы. Люди собираются и решают спор между работником и работодателем. Например, кому-то недоплатили зарплату или не дали отпуск, и он вместо настоящего суда идёт в КТС.
Цель — не грузить суды вопросами, которые можно решить внутри. Часть споров всё же может решать только суд: о незаконном увольнении, переводе на другую работу, дискриминации и некоторые другие (статья 391 ТК).
Как создаётся КТС
Работники пишут работодателю предложение: «А давайте создадим КТС! Будет быстро, удобно и эффективно!» Как водится, это предложение, от которого невозможно отказаться, иначе штраф (статьи 384 ТК и 5.27 КоАП).
Члены КТС — работники компании. Половину из них назначает менеджмент, другую половину выбирают сотрудники на «вече».
Как выносится решение
Работник обращается в КТС. В течение десяти дней проводится заседание. На заседании слушают доводы, изучают документы, задают вопросы, ведут протокол.
По итогам члены комиссии голосуют. Для принятия решения нужно 50% + один голос.
Что дальше
Решение вручается работнику и работодателю. На обжалование через суд есть десять дней. Если никто не обжаловал, решение вступает в силу и даётся три дня на его добровольное исполнение.
Если решение не исполнено, сотрудник получает удостоверение КТС.
Выглядит это чудо примерно так
Как связаны КТС и банк
С удостоверением КТС можно прийти в банк работодателя и написать заявление на перевод средств в свою пользу (статья 8 229-ФЗ).
Банк обязан незамедлительно перевести деньги (часть 5 статьи 70 229-ФЗ), иначе штраф в размере 50% от суммы, но не более 1 млн рублей (часть 2 статьи 17.14 КоАП).
Удивительно, но никакого подтверждения, что заявитель — сотрудник компании, по закону не требуется.
Тем не менее, перед совершением перевода, ЦБ рекомендует банкам тщательно всё проверить (письмо Банка России № 167-Т):
- «Под лупой» изучить документ (все ли реквизиты, подписи на месте, есть ли видимые признаки подделки).
- Пробить документы по открытым базам судебных дел, паспортов, исполнительных производств (решение КТС пробивать, конечно же, негде).
- Обратиться в орган, выдавший документ, или к самому клиенту (в нашем случае это одно и тоже).
Если признаков фальсификации нет и по базам всё сходится, банк правомерно переводит деньги. Он не может их не перевести.
Если же что-то не сходится, можно воспользоваться задержкой на семь дней для более подробного выяснения обстоятельств (часть 6 статьи 70 229-ФЗ).
Звучит не очень — так и есть
В теории КТС — не такая плохая штука. Не выносишь сор из избы, вопросы внутри компании порешали. Всё чинно, благородно.
А на деле обнаруживаются грубые нравы. Опытные мошенники подделают документы КТС так, что комар носа не подточит. А возможность проверки подлинности документов крайне ограничена:
- Банки не знают, трудится ли у клиента сотрудник, в отношении которого вынесено решение КТС.
- Даже если трудится, есть ли у компании в принципе КТС.
- Даже если есть, выносила ли КТС решение, которое просят исполнить.
- Даже если выносила, исполнил ли его работодатель добровольно.
Остаётся рассчитывать на то, что банк проявит особую бдительность и выявит очевидно поддельные документы, свяжется с директором для подтверждения платежа.
Что делать, если банк всё сделал правильно, но деньги всё равно ушли мошенникам
Как можно скорее обращаться в полицию, ваш банк, банк получателя, ЦБ и надеяться на лучшее.
К сожалению, какого-то 100-процентного варианта возврата денег нет. Многое будет зависит от работы правоохранительных органов. Сложность в том, что даже если полиция найдёт мошенников, денег у них, скорее всего, уже не будет. Мошенников, конечно, посадят, но от этого на расчётном счёте денег не прибавится. Это грустно и печально.
Что делать если банк всё-таки накосячил
Направлять претензию с требованием о взыскании убытков, причинённых неправомерными действиями банка по списанию денежных средств со счёта. Ссылаться на статьи 15, 854, 856 ГК, указанное выше письмо ЦБ и обстоятельства, которые подтверждают, что банк не проявил достаточной осмотрительности в ходе проверки исполнительного документа.
Совсем недавно предприниматель отсудил у банка 1 млн рублей, который мошенники списали по удостоверению КТС. Не спасло даже условие договора о том, что банк «не несёт ответственность за списание денежных средств по подложным документам». Но там банк собрал целый букет недочётов:
- Удостоверение КТС выдано в день вынесения решения. Мы помним, что удостоверение выдаётся самое раннее через 13 дней после решения (10 дней на обжалование и 3 дня на исполнение).
- Банк запросил у клиента информацию об обоснованности решения КТС по почте (по почте, Карл, не через ДБО). Суд сказал, что банк действовал неразумно и «лишил себя оперативной возможности отреагировать на угрозу необоснованного списания денежных средств».
- У банка были актуальные сведения о работниках компании: штатное расписание и информация об уплате налогов, взносов с зарплаты.
На мой взгляд, самый главный аргумент здесь — это реальный косяк. Остальное, что называется, «до кучи». Второй и третий аргументы в отсутствие первого вряд ли бы повлекли привлечение банка к ответственности.
Как видим, иногда побороться можно и нужно, но всё индивидуально, зависит от того, насколько матёрые мошенники и как грамотно действовал банк.
В качестве послесловия
Меня больше всего удручает, что на государственном уровне закреплена исполнительная сила документа, составляемого группой людей внутри компании.
- Такой документ невозможно отследить или проверить → проблемы при списании денег со счёта.
- Слишком большая власть для сотрудников → возможен вариант, когда члены КТС поссорились с руководством, распечатывают А4 и пишут «взыскать с ООО 10 млн рублей в пользу Сидорова, Иванова, Петрова».
- Способ вывода денег из компании → уход от налогов, обнал, списание в обход ареста.
На мой взгляд, цель КТС не оправдывает средства. А наоборот, создаёт головную боль предпринимателям, банкам и самому государству, которое в итоге вынуждено искать мошенников и деньги.
С решениями КТС можно было бы поступить более осторожно. Например, как с решениями иностранных судов. Чтобы получить по ним исполнительный лист, нужно обратиться в суд. Он уведомляет заинтересованных лиц, проверяет, всё ли хорошо с решением. Если есть косяки, отказывает в получении исполнительного листа.
Возможно, это не идеальный вариант, так как увеличивается нагрузка на суды, но пыл мошенников точно бы охладило.
Источник: https://vc.ru/legal/87377-udostoverenie-kts-mozhet-li-bank-perevesti-dengi-kompanii-bez-ee-soglasiya
Судебный пристав. Порядок назначения и полномочия
Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности (ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. “О судебных приставах”).
На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Старшим судебным приставом может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование. Судебными приставами Управления военных судов могут быть только лица офицерского состава и прапорщики, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ.
Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
Главный судебный пристав РФ назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра юстиции РФ. Заместитель главного судебного пристава РФ и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции РФ.
Главные судебные приставы субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом РФ по представлению министра юстиции соответствующего субъекта РФ или начальника соответствующего органа юстиции.
Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ. Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: “Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава”.
Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.
Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – и воинские звания.
Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.
Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.
Служба приставов – федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа.
На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судовобязан:
· обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
· выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; исполнять решения судьи о применении предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
· обеспечивать охрану зданий, совещательных ком' нат и судебных помещений в рабочее время.
Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах (ст. 11, 15–18).
Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст. 12).
Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ.
Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебным приставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры.
Действия судебных исполнителей можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации – структуры службы организованы во всех субъектах РФ.
Одной из важных проблем, отрицательно влияющих на эффективность исполнительного производства, является отсутствие законодательной регламентации права судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия при осуществлении розыска должника и его имущества, отсутствие права доступа к базам данных правоохранительных органов.
В этой связи важным является постановление КС, согласно которому приставы могут делать запрос в банк и получать информацию о вкладах физических лиц.
Федеральным законом предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.
Источник: https://studopedia.org/8-190315.html
Главный судебный пристав Российской Федерации: порядок назначения и полномочия
Главный судебный пристав РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ (ст.6 ФЗ «О судебных приставах»). Он является директором Федеральной службы судебных приставов и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий. Основные полномочия главного судебного пристава РФ (ст. 8 ФЗ №118):
Таким образом, перечень полномочий главного судебного пристава РФ является открытым. В ФЗ №229 действительно закреплен ряд иных полномочий главного судебного пристава РФ, не упомянутых в ФЗ № 118:
Кроме того, полномочия главного судебного пристава наиболее широко представлены в таком подзаконном нормативном акте, как Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденном Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов». В Положении о ФССП установлено, что главный судебный пристав РФ обладает следующими полномочиями (кроме полномочий, установленных в ст. 8 ФЗ № 118 и продублированных в данном положении):
|
Источник: https://studref.com/574059/pravo/glavnyy_sudebnyy_pristav_rossiyskoy_federatsii_poryadok_naznacheniya_polnomochiya