Как проводятся публичные торги у судебных приставов

Организатор публичных торгов: В соответствии с общими положениями ГК РФ, определяющими порядок

Как проводятся публичные торги у судебных приставов

В соответствии с общими положениями ГК РФ, определяющими порядок проведения торгов, в качестве организатора торгов может выступать сам собственник вещи или обладатель имущественного права.

Собственник или обладатель имущественного права могут возложить обязанности по проведению торгов на специализированную организацию, которая выступает на основании договора с собственником или обладателем имущественного права от имени последних или от своего имени (п. 2 ст. 447 ГК РФ).

При заключении со специализированной организацией договора поручения она заключает сделки от имени и за счет доверителя — собственника вещи или обладателя имущественного права. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 971 ГК РФ).

При заключении со специализированной организацией договора комиссии специализированная организация приобретает права и становится обязанной, даже если собственник или обладатель имущественного права и назван в сделке или вступает с третьим лицом в отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Договор комиссии не влияет на вещные права комитента. Пункт 1 ст. 996 ГК РФ предусматривает, что вещи, поступившие к комиссионеру (специализированной организации) от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

Таким образом, структура отношений и характер правовой связи между различными субъектами отношений, возникающих при проведении торгов, в обычной ситуации никаких затруднений не вызывают. Иначе обстоит дело в ситуации, связанной с проведением торгов в рамках исполнительного производства (сходные проблемы возникают и при анализе открытых торгов, проводимых в рамках банкротства).

Ранее действовавшее законодательство возлагало организацию и проведение публичных торгов непосредственно на судебного исполнителя.

Закон об исполнительном производстве (п. 3 ст.

52) предусматривает, что продажа недвижимого имущества осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, с которыми заключен соответствующий договор.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.1994 № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по осуществлению операций с недвижимостью (риэлторская деятельность) подлежала лицензированию.

В связи с этим до создания специализированных организаций по продаже арестованного имущества судебный пристав-исполнитель мог передать недвижимое имущество для реализации на публичных торгах только специализированной риэлторской организации, право которой на совершение операций с недвижимостью было подтверждено лицензией, выданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном указанным выше постановлением.

Закон об исполнительном производстве не определяет природу заключаемого со специализированной организацией договора.

В связи с этим нередко указывают, что договор со специализированной организацией, выступающей в качестве посредника при продаже, может являться либо договором поручения, либо договором комиссии, либо договором агентирования.

Вывод об отсутствии требований к виду данного договора в определенной степени основывался и на нормативных актах Министерства юстиции РФ. В частности, в приказе Министерства юстиции РФ от 12.11.

1998 № 166 «Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества» содержалось указание на то, что продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, должна осуществляться только через специализированные организации на комиссионных и иных договорных началах, а продажа недвижимого имущества — путем проведения открытых торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации[36].

Некоторые исследователи полагают, что для оформления отношений между органом принудительного исполнения и специализированной организацией возможно использование лишь конструкции договора комиссии [37].

Определяя договорную конструкцию, которая может использоваться в данных отношениях, следует учитывать, что в рассматриваемом случае лицо, публично уполномоченное, поручает продажу частному лицу. Отношения между ними носят гражданско-правовой характер и оформляются договором.

К. И. Скловский характеризовал специализированную организацию как агента, который «самостоятельной позиции иметь не может», «в любом случае будет занимать и в процедуре торгов и в возможном споре второстепенное положение», однако при этом не исключал возможности заключения договора агентом (специализированной организацией) на торгах от собственного имени[38].

В силу особенностей отношений в сфере исполнительного производства специализированная организация всегда должна действовать от имени уполномоченного государственного органа.

Полномочия последнего по отчуждению имущества должника в исполнительном производстве определены законом и не могут быть переданы частному лицу на основании договора.

В связи с этим вряд ли можно согласиться с мнением о том, что специализированной организацией мог заключаться договор, предусматривающий ее право осуществлять продажу и заключать договор с покупателем от собственного имени.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1438 было принято решение о создании специализированного учреждения по продаже федерального имущества, на которое возлагалась, в частности, организация реализации имущества, арестованного на основании судебных решений[39]. Эти функции были возложены на Федеральный долговой центр при Правительстве РФ.

Источник: https://sci-lib.biz/proizvodstvo-rossii-ispolnitelnoe/organizator-publichnyih-torgov-52929.html

Особенности реализации имущества должника на публичных торгах

Как проводятся публичные торги у судебных приставов

С иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо (п. 1 ст. 449, ч. 1 ст. 449.1 ГК РФ).

Такими лицами могут быть:

  • участники торгов;
  • лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения;
  • стороны исполнительного производства;
  • судебный пристав-исполнитель;
  • иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.

Лицо может быть заинтересовано в оспаривании публичных торгов и в том случае, когда исполнительное производство, в ходе которого проводились эти торги, окончено фактическим исполнением.

Ответчиками по требованиям о признании публичных торгов недействительными по общему правилу являются организатор торгов и/или привлекаемые им специализированные организации и лицо, выигравшее публичные торги.

К участию в деле о признании публичных торгов недействительными должны быть привлечены должник и взыскатель по исполнительному производству, судебный пристав-исполнитель, а также в необходимых случаях — ФССП России. Процессуальный статус указанных лиц определяется судом с учетом заявленных требований.

Публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом (п. 1 ст. 449, п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, ст. 93 Закона об исполнительном производстве).

Указанный в п. 1 ст. 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим.

Такими основаниями могут быть, в частности:

  • публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания);
  • нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (п. 2 ст. 448 ГК РФ);
  • необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.

Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.

Пункт 2 ст. 448 ГК РФ не определяет орган, в котором подлежит опубликование извещения о проведении торгов, в том числе публичных (ст. 449.1 ГК РФ), поэтому следует руководствоваться ч. 3 ст. 90 Закона об исполнительном производстве.

Информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов.

Извещение о проведении публичных торгов должно быть размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство (п. 4 ст. 449.1 ГК РФ).

Иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов.

Порядок опубликования информации о публичных торгах считается соблюденным при одновременном выполнении требований ч. 3 ст. 90 Закона об исполнительном производстве и п. 4 ст. 449.1 ГК РФ, а в отношении заложенного недвижимого имущества — дополнительно и требований ч. 3 ст. 57 Закона об ипотеке.

Если в судебном порядке публичные торги признаны недействительными и применены последствия недействительности сделки, заключенной на торгах, постановление об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве. В этом случае судебный пристав-исполнитель должен осуществить исполнительные действия по организации новых публичных торгов, поскольку надлежащее обращение взыскания на имущество должника не завершено.

Как и где приставы продают имущество должников:

Загрузка…

Источник: https://legalquest.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/osobennosti-realizacii-imushhestva-dolzhnika-na-publichnyx-torgax.html

Особенности проведения публичных торгов

Как проводятся публичные торги у судебных приставов

Выделяют две основные разновидности публичных торгов: открытые и закрытые. Основное отличие между ними заключается в том, кто принимает участие в аукционе. Так, например, в открытых могут подавать заявку абсолютно все лица, а в закрытых, в свою очередь, – исключительно те, кто был приглашен на конкурс.

На законодательном уровне поддерживаются открытые торги. Еще одно отличие между открытыми и закрытыми торгами заключается в способе подачи предложения.

Участники открытых торгов поочередно заполняют форму аукциона, предлагая свою стоимость, а участники закрытого – передают организатору запечатанный конверт с предложением в назначенный день.

Особенности публичных торгов

Правила проведения публичных торгов, в рамках которых реализуется недвижимое имущество должников, регламентированы ФЗ-102 (статья 59). О том, как проводятся такие мероприятия, а также о специфике участия в них мы поговорим далее в настоящей статье.

Местом организации публичных торгов является фактическое местоположение реализуемого объекта. Изменен срок, в течение которого в официальных источниках должна быть опубликована информация о сделке:

  • Дата проведения конкурса;
  • Место проведения конкурса;
  • Результаты (конечная стоимость объекта).

Если раньше дедлайн наступал через 30 календарных дней, то сейчас этот период сокращен ровно в 3 раза – организаторы должны вывесить указанную выше информацию не позднее 10 дней с даты окончания аукциона.

Информация о планируемых публичных торгах должна доводиться Федеральной Службой Судебных Приставов (ФССП) на официальном сайте ведомства посредством публикации извещения о проведении публичных торгов. Порядок проведения торгов посредством публичного предложения проводятся согласно положению (в том числе и на электронных площадках).

Если физическое или юридическое лицо изъявляет решение об участии в предстоящих торгах, тогда оно должно внести задаток. Размер задатка зависит от конкретного конкурса, но в среднем его величина составляет около 5-10 процентов от цены лота.

После объявления результатов конкурса участникам, которые не победили, задаток будет возвращен в 100% размере.

Задаток необходим для гарантии исполнения обязательств. Например, если лицо выигрывает конкурс, а затем, после объявления результатов, отказывается исполнять условия. В этом случае ведомство не вернет выигравшему лицу задаток. Таким образом, вносимой всеми участникам гарантией ФССП страхует себя от потерь и напрасных затрат на организацию торгов посредством публичного предложения.

Подтверждение торгов

Документом, который подтверждает победу лица в открытых торгах посредством публичного предложения, является договор. После завершения конкурса организатор обязан подготовить и подписать с победителем соглашение. В документе фиксируются все основные аспекты мероприятия:

  • Данные о победителе;
  • Местоположение объекта недвижимости;
  • Условия победы, цена и другие аспекты, связанные с конкурсом;
  • Дата и площадка проведения торгов.

Договор с организатором впоследствии станет документом, на основании которого можно будет зарегистрировать право собственности на недвижимость в Единой Государственной Регистрационной Палате (ЕГРП).

Кто может стать участником торгов посредством публичного предложения?

В качестве участника может выступать любое лицо, которое соответствует правилам конкурса и может внесли задаток. На самих торгах имеют право присутствовать как сам залогодержатель, от которого отчуждается недвижимое имущество, так и его родственник, близкие и друзья.

Важно, что все они (включая непосредственно залогодержателя) имеют право принимать участие в конкурсе на общих условиях. Если торги посредством публичного предложения проводятся на электронной торговой площадке, то участникам необходимо иметь электронную цифровую подпись.

Получить ее вы можете в Центре ЭЦП.

Как оформить результаты публичных торгов?

Победителем конкурса считается лицо, которое предложит наиболее высокую стоимость объекта. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо. В результате мероприятия составляется протокол, в котором фиксируется информация о самой процедуре проведения конкурса, так и о ее результатах. Например, в протоколе обязательно должны быть отражены следующие сведения:

  • Количество и список участников;
  • Процедура торгов;
  • Победитель и условия победы.

После конкурса победитель должен изучить и подписать протокол в знак согласия с информацией, которая в нем содержится. На основании протокола в дальнейшем организатор создаст договор купли-продажи.

Оплата оставшейся части по договору должна быть внесена победителем в срок до 5 дней. Деньги необходимо отправить на банковский счет организатора.

Когда публичные торги признаются несостоявшимися?

При невыполнении определенных требований открытые торги посредством публичного предложения могут быть признаны несостоявшимися. К факторам, которые могут привести к таким последствиям, следует отнести:

  1. Количество участников конкурса – их должно быть не менее двух. Если участник один или их нет вообще, то торги аннулируются;
  2. Доплата победителя конкурса – если пятидневный срок не соблюден, то результаты аукциона тоже аннулируются.

Если публичные долги признаются несостоявшимися, то залогодержателем может быть заключено соглашение с залогодателем о переходе недвижимого имущества в собственность кредитора.

Если это по каким-то причинам не получится сделать, тогда необходимо будет проводить повторные открытые торги посредством публичного предложения. Однако, по закону они могут быть проведены не менее, чем через месяц после признания текущего конкурса несостоявшимся.

В этом есть и преимущества – на повторных торгах закон обязывает организатора снизить цену на недвижимость не менее, чем на 15 %.

При подготовке к участию в торгах не стоит также забывать еще об одном важном нюансе: до проведения мероприятия должник может погасить свою задолженность перед кредитором, и тогда аукцион будет отменен.

Продажа арестованного имущества через публичные торги

Для того, чтобы реализовать соответствующее судебное решение, зачастую ФССП производит арест недвижимого имущества.

Арест – это процессуальный акт, который накладывает ограничения не только на сам объект, но и на все, что расположено на его территории.

Следовательно, если в квартире стоит телевизор, который принадлежит не должнику, а третьему лицу, то ТВ все равно будет внесен в опись и арестован.

Реализация арестованного имущества возможна не ранее, чем через 5 дней после соответствующего процессуального акта. Однако эти сроки могут быть изменены по решению судебного пристава. Например, все имущество или его часть может быть изъята сразу после описи. Особенно это касается объектов, которые являются скоропортящимися.

Операционно торги по продаже арестованного имущества выглядят также, как обычные публичные торги. А все вырученные от продаж деньги направляются на погашение долга.

Публичные торги по банкротству

Если лицо имеет непогашенную задолженность, но является неплатежеспособным, то в этом случае производится продажа его имущества через аукционы. Единственное условие при выборе имущества для последующей реализации – это возможность продолжения должником деятельности. Все, что не лишает должника возможности работать, может быть реализовано.

Операционной особенностью является предпочтение аукционам, потому что основная цель таких торгов – это восстановление платежеспособности и погашение задолженностей перед кредиторами. Следовательно, организаторам выгодно выбирать победителя только по одному параметру – по самой высокой цене.

Для того, чтобы оптимизировать процедуру участия в торгах, в том числе, публичных, рекомендуем вам воспользоваться сервисом СБИС Торги. Для работы в нем потребуется электронная подпись, которую можно купить в Центре ЭЦП на нашем сайте.

Работа в программе СБИС позволит вам принимать участие в любых торгах на различных площадках, выбирать конкурсы и аукционы по конкретным параметрам, отслеживать новые предложения по всем площадкам в режиме реального времени.

Протестируйте услугу бесплатно!

Примите участие в семинаре «Электронные торги от А до Я. Участвуйте и побеждайте!» и получите практические навыки участия в торгах и тендерах.

Источник: https://www.abt.ru/info/articles/osobennosti-provedeniya-publichnykh-torgov/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Как проводятся публичные торги у судебных приставов

Презентация единой аукционной площадки.

Ермохин Сергей

Проведением торгов занимаются государственные органы (Федеральная служба судебных приставов (ФССП), иногда Росимущество и др.) и выбранные ими организаторы. Именно за их ошибки, а порой и умысел, вынуждены расплачиваться как добросовестные приобретатели, так и кредиторы должника.

Для маленькой такой компании

Один из последних споров инициировало отделение Пенсионного фонда по Петербургу и Ленобласти. Долги по страховым взносам ФГУП “РНЦ Прикладная химия” планировалось погасить за счет распродажи двух десятков объектов недвижимости, оцененных более чем в 573 млн рублей.

Но в распродаже приняли участие только две компании, а победителю имущество досталось всего за 38 млн рублей. Выяснилось, что организатор опубликовал объявление о проводимых в Петербурге торгах в пермской газете “Весь Закамск” — малотиражном бесплатном рекламном издании.

“Доказательства того, что данная газета является широко распространенным и/ или специализированным изданием, способным обеспечить массовое информирование потенциальных покупателей о реализации 22 крупных объектов недвижимости, в материалы дела не представлены”, — заключил Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, признавая торги недействительными.

Вышестоящие инстанции подтвердили принятое решение. Более того, факт продажи имущества по заниженной цене полиция квалифицировала как мошенничество в особо крупном размере и возбудила уголовное дело.

Конфликты разгораются и вокруг достоверности публикаций. Например, споры вызвало объявление о распродаже недвижимости ООО “Предпортовый” предпринимателя и кинопродюсера Алексея Редозубова (основной актив — участок 4 га на Фермском шоссе у станции метро “Удельная”). Оно было размещено на официальном сайте Управления ФССП по Петербургу, но должник оспаривал этот факт.

Для проверки, когда и как публиковалась информация, суд направил запросы в “Яндекс” и Google, но их специалисты заявили об отсутствии полномочий контролировать размещаемый на сайте контент. А хостинг–провайдер пояснил, что не ведет лог–файл сервера ФССП и не делает резервных копий. Судьи в ходе заседания “обозрели” спорные объявления в архиве сайта и сочли сведения достоверными.

Не тот должник

Нередко победители торгов обнаруживают, что купили имущество непричастных к обязательствам должника собственников.

Например, судебные приставы арестовали и передали на реализацию недвижимость ООО “Сетос–сервис”, в том числе несколько зданий и более 43 га земли на Волхонском шоссе.

Однако позже выяснилось, что имущество принадлежит другой фирме с таким же названием — “Сетос–сервис”, а сама фирма–должник была создана по фальшивым документам. Торги были признаны недействительными.

Аналогичное решение суд принял и в спорe вокруг административного здания и склада, изъятого у муниципального предприятия “Ритуальные услуги” и проданного приставами в пользу ООО “Северо–Западная транспортная компания”. Зарегистрировать недвижимость приобретатель не смог: выяснилось, что спорное имущество не принадлежало должнику (у предприятия отсутствовало право хозяйственного ведения на проданные объекты).

Кто крайний

Принятие решения о признании торгов недействительными влечет за собой недействительность договора купли–продажи, заключенного по их итогам, и двухстороннюю реституцию (возврат обеими сторонами полученного по договору имущества / денег).

Но вопрос, кто должен возвращать уплаченные за имущество деньги (порой сотни миллионов рублей), решается неоднозначно.

Ведь вырученная сумма перечисляется взыскателю, а организатор и государственные органы выступают лишь своего рода “посредниками” или “комиссионерами”.

Еще 10 лет назад Высший арбитражный суд России пришел к выводу, что обязанность возврата денежных средств не может быть возложена на взыскателя.

“Если торги признаны недействительными в связи с нарушением правил их проведения, то возврат средств осуществляется их организатором, — убеждена юрист компании “Прайм Эдвайс” Анастасия Морозкова.

— Он же должен будет возмещать причиненные приобретателю убытки. Вместе с тем доказывать факт возникновения и размер причиненных убытков должен приобретатель”.

Юристы отмечают, что ни покупатель, ни должник, ни взыскатель не в силах существенно повлиять на организацию распродаж. Но приобретатель может как минимум частично предупредить конфликты, минимизировав риски, связанные с покупкой “кота в мешке”.

Так, перед участием в торгах следует внимательно проанализировать права продавца на отчуждаемое имущество и порядок совершения самой сделки, советует управляющий партнер адвокатского бюро “Юсланд” Нина Боер.

Для этого необходимо тщательно изучать правоустанавливающие документы, а в случае возникновения сомнений в их достоверности — пытаться получить сведения из открытых источников.

Например, выписка о зарегистрированных правах и обременениях в отношении объекта недвижимости предоставляется Росреестром по запросу любого лица. Обычно организатор указывает в объявлении основные сведения о реализуемом имуществе и способ ознакомления с иными документами.

Если их недостаточно или выявленные юристами риски слишком высоки, добросовестному покупателю следует воздержаться от участия в торгах. Ведь на него ложится бремя негативных последствий заключения “рискованных” сделок, если, конечно, в действиях контрагентов отсутствуют иные составы, такие как злонамеренный сговор или обман (мошенничество), заключает эксперт.

“Уполномоченные приставами организации не гарантируют покупателю “чистоту” имущества: в их обязанности не входит проведение правового аудита, — отмечает Анастасия Морозкова. — Не исключены ситуации, когда приобретатель фактически лишается имущества и не может вернуть уплаченную сумму”.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2015/03/19/Spori_posle_torga

Понятие закона
Добавить комментарий