Для чего образована служба судебных приставов

День судебного пристава в России

Для чего образована служба судебных приставов

Первые упоминания о судебных приставах присутствуют в судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XV веком. В те времена судебным приставом называли должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд.

В XVI-XVII веках сформировалась единая общерусская судебная система, была проведена глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получил конкретизацию, и функции приставов были закреплены законодательно.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. В 1782 году в городах появилась полицейская должность частного (от слова “часть”) или городского пристава, а в сельской местности с 1873 года появились становые приставы.

В 1864 году, благодаря судебной реформе Александра II, был создан институт судебных приставов. Судебные приставы состояли при уголовном и гражданском кассационных департаментах Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания.

Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу – заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

Согласно Уставу, судебный пристав должен был быть добросовестным и обладать “благонадежной нравственностью”. Принятые на должность давали присягу. После присяги пристав получал печать, особый знак и свидетельство с указанием местности, назначенной ему для жительства.

Судебные приставы в императорской России при исполнении своих обязанностей пользовались защитой со стороны государственной власти. Сопротивление судебному приставу давало ему право призывать на помощь полицейские власти и даже военную силу.

Оскорбление, нанесенное судебному приставу во время исполнения им своих обязанностей, или сопротивление его законным требованиям считалось преступлением против власти и наказывалось по уголовному законодательству.

За правильностью действий судебных приставов наблюдал суд, он же привлекал их к ответственности за упущения и злоупотребления по службе. В целом, российское законодательство о правовом статусе судебных приставов второй половины XIX века было одним из наиболее проработанных в Европе.

Институт судебных приставов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы. На смену приставам пришли судебные исполнители новой Советской России, которые в отличие от своих предшественников уже стали государственными служащими.

Судебные исполнители состояли в штатах судов низового звена – районных народных судов, и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Только в четырех республиках СССР (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР “О милиции”, принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов произошло в 1997 году, когда были приняты и вступили в силу два федеральных закона – “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”.

Впервые после 1917 года российское государство сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов, образовав для их реализации жестко структурированную службу судебных приставов.

В структуре Министерства юстиции России был создан Департамент судебных приставов, который возглавлял заместитель министра юстиции – главный судебный пристав Российской Федерации.

В результате административной реформы, проведенной в соответствии с указами президента России от 9 марта 2004 года “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” и от 13 октября 2004 года “Вопросы службы судебных приставов”, Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

В современной России на судебных приставов возложены две основные задачи: первая – это обеспечение установленного порядка деятельности судов. Судебные приставы, как и сто лет назад, дежурят в зале судебных заседаний, обеспечивая безопасность участников процесса, поддерживают порядок в здании суда.

Вторая задача, возложенная на службу судебных приставов, – исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов.

В соответствии с возложенными на службу задачами, судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Источник: https://ria.ru/20121101/908002453.html

Судебные приставы отметили свой профессиональный праздник

Для чего образована служба судебных приставов

Вчера, 1 ноября судебные приставы Республики Саха Якутия отметили свой профессиональный праздник. День судебного пристава отмечается в России 1 ноября с 2009 года, согласно Указу Президента РФ.

В этом году Управление ФССП по Республике Саха (Якутия) отмечает двойной праздник: 20 лет страже закона. 20 декабря 1997 года приказом министра Л.Т.

Горевой №220 была образована служба судебных приставов в составе Минюста республики.

Праздничный день начался с торжественного богослужения в Соборе Преображения Господня в Якутске. Торжественную церемонию вел отец Сергий, судебные приставы поклонились небесному покровителю Федеральной службы судебных приставов святому великомученику Феодору Стратилату, который является небесным покровителем всего православного воинства.

В этот же день в здании Дома Правительства №2 прошло торжественное собрание с участием руководства Управления, почетных гостей и сотрудников ведомства.

На торжественном собрании подводились итоги за время существования службы. Деятельность службы судебных приставов с каждым годом становится всё более значимой в укреплении законности и правопорядка, обеспечении защиты прав и интересов граждан и государства.

Так, за 20 лет заметно увеличился численный состав, если в 1997 году состав службы насчитывал 92 человека, то в настоящий момент штат состоит из порядка 740 человек. Повысилась и результативность деятельности Управления.

Так, если в 1997 году находилось на исполнении чуть свыше 30 тысяч производств, то за 9 месяцев текущего года в производстве судебных приставов-исполнителей уже находилось порядка 480 тысяч исполнительных производств. Существенно возросли и суммы, подлежащие взысканию.

Одним из важных направлений в деятельности Управления всегда являлось наполнение бюджета, которое в условиях сложившейся экономической ситуации в стране, является первоочередным приоритетом работы судебных приставов. В 2017 году в бюджеты всех уровней судебными приставами перечислено около 1 млрд. 260 миллионов рублей.

В настоящее время все здания и помещения судов республики взяты под охрану судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Ежегодно выполняется около 100 тысяч заявок на обеспечение безопасности судей и иных участников судебных процессов. Вот основные цифры, с которыми подошли к юбилейной дате.

Сегодня в адрес Судебных приставов прозвучало много поздравлений и слов благодарности за самоотверженность и добросовестность, за честное исполнение служебного долга. Поздравить со знаменательной датой пришли высокопоставленные гости, среди них Борисов Федор Михайлович — Руководитель Администрации Главы и Правительства РС (Я), Седалищев Александр Николаевич — и.

о. председателя Верховного суда РС (Я), Ким-Кимэн Александр Николаевич — председатель Конституционного суда РС (Я), Романова Ольга Валерьевна — Руководитель Управления минюста Российской Федерации по РС (Я), Еремеев Алексей Ильич — Председатель постоянного комитета по государственному строительству и законодательству Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я).

Особенно волнительно было то, что пришел поздравить своих коллег первый главный судебный пристав Республики Ксенофонтов Григорий Григорьевич, который возглавлял Управление с 1998 года по март 2005года.

Официальная часть собрания завершилась церемонией награждения федеральных государственных гражданских служащих УФССП России по РС (Я). За заслуги в области законности и правопорядка, вклад в социально-экономическое развитие республики и образцовое исполнение служебных обязанностей награждены:

Грамотой Главы РС(Я) Алена Николаевна Громадская начальник отдела правового документационного обеспечения и работы с обращениями граждан Управления;

Грамотой Правительства РС(Я) Александр Александрович Рогалев, заместитель руководителя Управления — заместитель главного судебного пристава.

Знаком отличия «Гражданская доблесть» Парасковья Курбуловна Антипина, ветеран службы, судебный пристав-исполнитель Якутского городского отдела судебных приставов.

В этот день прозвучали слова благодарности и признания ветеранам службы за неустанный труд и верность долгу.

За многолетнюю эффективную службу медалью ФССП награждена ветеран службы, проработавшая начальником отдела государственной службы и кадров, Олесова Тамара Николаевна. Также дипломом Конституционного суда Республики Саха (Якутия) награждена ветеран Хангаласского районного отдела судебных приставов Протопопова Зоя Николаевна.

Служба судебных приставов – это важнейший государственный институт, обеспечивающий неукоснительное исполнение судебных решений.

Эффективная деятельность ведомства вносит большой вклад в защиту конституционных, социальных и трудовых прав граждан, способствует укреплению законности на территории Республики и всей России, влияет на наполняемость бюджетов всех уровней.

Пусть профессионализм, верность долгу и следование букве закона помогают сотрудникам службы и впредь выполнять важнейшие государственные задачи!

Источник: https://sakhalife.ru/sudebnyie-pristavyi-otmetili-svoy-professionalnyiy-prazdnik/

Развитие и становление федеральной службы судебных приставов в дореволюционный период

Для чего образована служба судебных приставов

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Вагапова Л. Х., Бадамшин С. К. Развитие и становление федеральной службы судебных приставов в дореволюционный период // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1881–1885. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96295.htm.

Аннотация. Статья посвящена истории становления федеральной службы судебных приставов от зарождения этого института до революции. Изучение института судебных приставов необходимо для четкого понимания их необходимости в реализации судебных актов и актов иных органов государственной власти..

Текст статьи

ВагаповаЛена Хайдаровна,студентка2 курса юридического факультетаСибайского Института (филиала) Башкирского государственного университета, г.Сибайvagapova.lena@inbox.ruБадамшинСалават Курбангалеевич,Старший преподаватель кафедры гражданского права и процессаСибайского Института (филиала) Башкирского государственного университета, г.СибайРазвитиеи становление федеральной службы судебных приставовв дореволюционный период.Аннотация.Статья посвящена истории становления федеральной службы судебных приставовот зарождения этого института до революции. Изучение института судебных приставов необходимо для четкого понимания их необходимости в реализации судебных актов и актов иных органов государственной власти.Ключевые слова: федеральная служба судебных приставов, исполнительное производство, принудительное исполнение, взыскатель, должник.Развитие федеральной службы судебных приставов Российской Федерации является одной из основных задач, влияющих на проведение судебной реформы, совершенствование законодательства, развития российской экономики. В России принимаются новые законодательные акты, создающие основу для новых экономических отношений. Однако создание большого количества нормативных актов не имеет смысла, если они не исполняются субъектами права (несоблюдение закона), физическими и юридическими лицами. Законодательные акты, не обеспеченные возможностью принудительного исполнения теряют свой смысл, назначение—упорядочение правовых отношений в обществе.Исполнение судебных актов является важнейшим участком правовой практики, отражающим эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не выраженное в действиях его субъектов, пусть и подтвержденное судебным или иным актом органов гражданской юрисдикции, является несуществующим, что отражает ненормальность такой фактической ситуации [1].Исполнительное производство представляет собой установленный порядок принудительного исполнения постановлений судов и других юрисдикционных органов, с применением к нему мер государственновластного принуждения. Институт исполнительного производства тесно связан с деятельностью федеральной службы судебных приставов. Актуальность работы определяется тем, что именно судебные приставыисполнители являются должностными лицами, осуществляющими принудительное исполнение судебных решений и постановлений, а также других полномочных органов. Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Основными задачами УФССП сегодня являются: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РоссийскойФедерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, а также актов других органов (историческая справка УФССП). Для того чтобы познать значение и правовую природу службы судебных приставов, видится необходимым провести историкоправовой анализ становления и развития указанного института.Развитие норм о принудительном исполнении решений государственных органов в России имеет богатую историю. Были периоды, когда осуществление претензий кредитора производилось собственноручно, как финансово, так и физически. Для восстановления своего права кредитор мог прибегнуть даже к силовым методам воздействия на должника. К мерам, обеспечивающим исполнение решений, в том числе относились: правеж (должника ставили перед зданием приказаи били по икрам ног гибкими прутьями); выдача головою (долговое рабство); передача в долговые тюрьмы (работные долга); личное задержание должника. Эти моменты отражены в древнейшем памятнике древнерусского права как «Русская правда». Можно проследить связь между Русской правдой и положениями древнеримского права. В законах XIIтаблиц содержалось постановление, из которого видно, что неоплатного должника связывали веревками или цепями, причем предусмотрительно нормировался даже вес надевавшихся цепей (15 фунтов). Должника, не уплатившего в срок своего долга, кредитор мог захватить (даже без суда), а затем убить или продать в рабство [2]. Таким образом, расправа по обязательствам могла производитьсябез суда и следствия. Процесс становления общерусского права обрел видимые очертания с появлением нового сборника законов Судебника 1497г. Его источниками были Русская Правда, Псковская судная грамота, судные грамоты московских князей. В Судебнике 1497 года неоднократно упоминаются особые судебные исполнителинедельщики[3].Недельщик должностное лицо, в обязанность которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых и передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое недельщики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом. Недельщики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд. Судебник устанавливал первую в России систему органов исполнения. В этом законе впервые выделялись участники исполнительного производства, что свидетельствует о будущем разделении судебного и исполнительного производства, создание специальных органов исполнения судебных решений [3].В 1628 году законодательно закреплялся первый перечень имущества (поместья и вотчины ответчика), на которое нельзя было обращать взыскание в порядке исполнительного производства, что наметило в будущем принцип неприкосновенности минимума средств должника. Без преувеличения можно сказать, что новой вехой в развитии института судебных приставов стало принятие в 1649 г. Соборного уложения. В целом сохранив набор полномочий пристава, Соборное уложение усилило ответственность приставов за недобросовестные действия, совершаемые ими в процессе исполнения ими решений судебных органов. В целом это позволило укрепить предсказуемость принудительного исполнения и стабилизировать применяемые к должнику принудительные меры. В частности, к последним в то время относились: правеж; взыскание с имущества должника; выдача должника кредитору “головою до искупа долга” отдача головою. Правеж являлся мерой личного воздействия на должника и заключался в принудительном помещении его на площадь перед зданием суда и битье по ногам палками в течение всего времени, пока заседал суд. Любопытен тот факт, что пристав бил должника с такой силой, как ему было оплачено взыскателем [4].Таким образом, в этот период хоть и произошла унификация норм исполнительного производства, и наделение широкими полномочиями судебного исполнителя, но все еще сохранялся приоритет принуждения должника посредством применения насилия.Новый этап в развитии системы исполнения решения судов связан также с петровскими преобразованиями, которому была присуща централизация государственной власти и внедрение европейских норм. 12 декабря 1717 г. Указом Петра 1 было образована Юстиц коллегия, в его составе был образован Урядный приказ, осуществлявший исполнительнораспорядительные функции на основании судебных решений и актов высших государственных органов. Мы видим, что создан орган, ведающий вопросами исполнения судебных решений, и это важный шаг в развитии института судебных приставов. Также Петр 1 упразднил такие меры принуждения как правеж (битье должника палками по ногам на площади) и отдача головою (разновидность долгового рабства) Были введены другие, более гуманные меры личного воздействия в виде тюремного заключения и принудительных работ на галерах. Но все же существовали преграды в становлении этого института. Указом от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинный денег и истцовых исков» прекращено направление подьячих и приставов и Судного приказа. Для данных целей Преображенскому приказу отдавалось распоряжение направлять солдат по мере надобности. Постепенно служебные функции судебных приставов переходят к другим категориям государственных служащих, в том числе к военнослужащим. Как мы видим, полномочия судебных приставов оказались распылены среди других служащих [5]. Таким образом, реформы, проводимые в начале 18 века, были призваны упорядочить механизм государственного управления, но в действительности привела к тому, что место судебных приставовв Российской Империи оказалось неопределенным.В 1782 году Екатерина 2 отнесла функции приставов к полиции, через некоторое время урядники (иными словами приставы) были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда и становых приставовохранников. После учреждения министерств исполнительная полиция (полицейские приставы) была отнесена к министерству полиции, становые приставы к министерству юстиции. Во время правления Павла 1 должность судебного пристава упраздняется, и исполнительное производство перешло целиком в ведение полиции. Сотрудники данного ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Например, если приставам (урядникам) полагалось денежное вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было такой материальной заинтересованности. Поэтому установленный порядок дел нарушался, судебные разбирательства изза неявки сторон затягивались на многие десятилетия, исполнение решений суда откладывалось на годы[5]. Следствием этого процесса стало появление «долговых ям», действовала круговая порука, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Таким образом, в конце 18 века институт судебных приставов потеряло свое значение, страна переживала кризис исполнения судебных решений. После судебной реформы 1864 года судебная система состояла из мировых и общих судебных органов. В соответствии с Судебными уставами судебные приставы состояли при судах. В обязательном порядке судебные приставы вводилисьпри кассационных департаментах Сената, судебных палатах и окружных судах. Дореволюционное законодательство XIXначала XXвв. коренным образом изменяет правовой статус и процессуальное положение судебного пристава в отличие от приставов XIIIXVIIвв. Как справедливо указывает В. В. Захаров «судебный пристав становится носителем государственной власти, а не представителем взыскателя. Это вполне подтверждается характером отношений судебного пристава и взыскателя, которые никак нельзя квалифицировать как представительство. Судебный пристав производил исполнение решения в пользу взыскателя по поручению государства. Взыскатель не вмешивался в деятельность судебного пристава. Ему полагалось только указать имущество и место жительства должника. Как орган судебной власти пристав должен был охранять интересы не только взыскателя, но и должника» [6].Таким образом, правовое регулирование становления и развития института судебных приставов осуществлялось рядом нормативноправовых актов, истоки которых относятся к Древнерусскому государству. Первоначально судебным исполнителям была отведена роль лишь вспомогательных должностных лиц при исполнении судебных решений. Уже к началу двадцатого века институт судебных приставов стал в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда, с особыми полномочиями и задачами.Ссылки на источники1) Федеральный закон № 229ФЗ «Об исполнительном производстве»2)Сборники правовых норм древнерусского государства: Русская Правда, Судебник1497года3)Соборное уложение 1648 года4)Указ от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинный денег и истцовых исков»5) Законодательные акты 1864 года:«Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства».6)Вставская И. М., С. А. СавченкоМ.: Проспект, 2010. 232 с. Исполнительное производство7)Голубев В.М. Очерки по истории судебных приставов России. М. ЩитМ 2007г. 168 с. 8) Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство. Москва – Эксмо 2009.352с.9) Историческая справка сайта ФССП России.10)Мурзабулатов У.М. Развитие судебноисполнительной системы России и концептуальные пробелы в законодательстве об исполнительном производстве.11) Новицкий И.Б.Римское право М: ТЕИС, 2002. –310с.12)Захаров Владимир Викторович. «Институт судебных приставов в дореволюционной России, 18641917 г.г». Диссертация.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/96295.htm

Дипломная работа на тему:

Для чего образована служба судебных приставов

1.1 История становление и развития службы судебных приставов

1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность судебных приставов. Задачи и функции службы

1.3 Кадровое обеспечение Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов

1.4 Сравнительно-правовая характеристика зарубежного опыта исполнения судебных решений дознание осуществляет

Вывод по разделу 1

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ СЦДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

2.1 Организация и деятельность службы судебных приставов на федеральном уровне

2.2 Организация и деятельность территориального органа Федеральной службы судебных приставов

2.3 Правовой статус судебного пристава-исполнителя и пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

2.4 Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с другими органами исполнительной власти

Вывод по разделу 2

Проблемные вопросы противодействия коррупции в деятельности Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации

Для чего образована служба судебных приставов


Ключевые слова: Генеральный прокурор Российской Федерации, государственная служба, взяточничество, коррупция, прокурорский надзор, судебный-пристав.

Коррупция является незаконным, противоправным, общественно опасным деянием, проявляющимся в сфере экономики, политики, социальной деятельности и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [2, с.28; 4, с. 64].

В 2015 году ущерб от коррупционных преступлений в России составил почти 40 миллиардов рублей, что на 50 процентов больше, чем в 2014 году.

При этом в добровольном порядке ущерб погашен виновными на сумму почти 2,5 млрд. руб., приняты меры по обеспечению взыскания ущерба еще на 23,5 млрд.

В том числе изъято имущества в размере более 4,5 миллиардов рублей. Наложен арест на сумму 18,8 миллиарда рублей [6].

К сожалению, коррупция, проникнув во все сферы государственной деятельности, не прошла стороной и мимо Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации.

В 2009 году в центральном аппарате ФССП России было образовано Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности и аналогичные подразделения во всех территориальных органах ФССП России в субъектах Федерации.

Управление занимается проверкой сведений о доходах сотрудников ФССП.

Основной задачей является воспитание антикоррупционного поведения и отношения, осуществляет проверки в отношении поступивших сведений о коррупции, проводит профилактику коррупционных правонарушений.

Был организован «телефон доверия», на который любой гражданин может обратиться с целью передачи информации по прецедентам коррупции, либо о наличии ее признаков.

«Телефоны доверия» функционируют во всех без исключения территориальных органах, их номера можно найти на региональных сайтах.

Как показала практика, такое новшество является достаточно действенным инструментом по борьбе с коррупцией, так как количество обращений с каждым годом увеличивается и по их проверке действительно выявляется все больше нарушений.

За долгие годы сложилась достаточно широкая практика выявления коррупционной составляющей в разных областях госструктуры, таким образом можно выделить основные коррупционные схемы в области принудительного исполнения, хотя они усовершенствуются, и коррупционеры, становятся более изобретательны.

Основные коррупционные схемы по заявлениям и жалобам касаются распределения бюджета, средств, выделенных из федерального бюджета на региональные нужды, мошенничеств с имуществом должника (ст. 159 УК РФ), присвоение и растрата имущества (ст. 160 УК РФ), злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), подделка отчетных данных, т.е. подлог (ст. 292 УК) и др.

Так, например, были отстранены от своих служебных обязанностей главный судебный пристав Амурской области Владимир Дубин и его заместитель Виктор Шульга.

По версии следствия, с 2005 по 2014 годы у ведомства накопился долг по зарплате на сумму более 5,7 миллиона рублей перед сотрудниками трех отделов. Для его погашения подозреваемые получили в ФССП России пять миллионов рублей.

Однако из этой суммы, по данным СК, были произведены выплаты на сумму всего около 2,3 миллиона рублей.

Оставшиеся более 3,4 миллиона рублей руководители использовали как средства экономии по фонду оплаты труда, получив за счет этого повышенные премии по итогам работы в 2014 году [7].

Не редкими, к сожалению, являются случаи получения судебными-приставами взяток. Поскольку заработная плата обычного судебного пристава-исполнителя невелика, то возникает соблазн заработать таким образом «легкие деньги».

Проявляется в разных ситуациях. Порой судебного пристава провоцирует сам должник.

Однако чаще всего, если есть возможность закрыть исполнительное производство, либо, же не назначить дополнительные штрафы, а также избавить должника от ограничений, предусмотренных законом, за денежные средства пристав может «помочь должнику». При аресте имущества пристав может предложить «не заметить» за денежное вознаграждение некоторое имущество должника.

Когда пристав преследует интересы кредитора, взыскателя, то тогда он берет за свое «особое внимание к делу» вознаграждение. Можно намерено затянуть процесс, поскольку сроки рассмотрения, и согласования тех или иных действий пристава, но можно его и ускорить. За то чтобы сделать все как можно скорее, кредитор готов дополнительно заплатить приставу.

Так, например, в 2014 41-летняя судебный пристав-исполнитель в Воронежской области предложила одному из торговых центров города за вознаграждение в 100 тысяч рублей проигнорировать неисполнение решения суда. Накануне суд обязал это торговый центр внести дополнительную информацию в ценники на товаре.

Ассортимент центра составлял более сотни тысяч позиций номенклатуры и их замена ценников могла существенно повлиять на его работу. Руководство торгового центра обратилось в полицию с информацией о коррупции. Сотрудниками управления экономической безопасности регионального ГУ МВД, ФСБ и СКР женщина была задержана.

Против нее возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 290 УК РФ [8].

Выгоду коррупционным путем можно получить, используя различные схемы с арестованным имуществом и его реализацией. Рассмотрим один из примеров.

В 2012 году было заведено уголовное дело на пристава исполнителя Виктории Андреевой города Печоре УФССП по Республике Коми, которая произвела оценку арестованного имущества должника, без привлечения оценщика, по значительно заниженной стоимости.

Реальная стоимость имущества составляла 4,5 миллиона рублей, а по факту было оценено в 69 тысяч рублей. В ходе следствия был выявлен факт подделки сведений об участии понятых при описи имущества, также наименовании, модели и т.д. Пристав была осуждена по ст. ч.1 ст.

293 УК РФ (халатность). Назначено наказание в виде 3 лет исправительных работ и лишения права занимать должности в органах службы судебных приставов сроком на 3 года [9].

Служебный подлог является одним из самых трудно выявляемых преступлений, поскольку задействована экспертиза документов, процесс которой достаточно долгий и сложный, показаний свидетелей как правило нет, ввиду их отсутствия. Однако и такие коррупционные деяния выявляются.

Как известно, большинство исполнительных производств заканчивают в связи с невозможностью взыскания, и достаточно часто акт о невозможности взыскания оформляется фиктивный. Причины могут быть разные, например, из чувства долга, чтобы не портить показатели.

Также из-за большой нагрузки исполнительных производств, и чтобы не терять время на «трудные дела», пристав предпримет, какие-то формальные меры, чтобы создать видимость проделанной работы. После чего исполнительное производство прекращает.

Как показывает практика, серьезной проблемой является присвоение наличных денежных средств, и их растрата, при взыскании судебными приставами-исполнителями с должников по квитанционным книжкам. Видимо, вид живых купюр вызывает неправильные реакции у некоторых чинов.

В Федеральной службе судебных приставов сообщили, что в ведомстве разрабатывают комплекс мер, направленных на минимизацию оборота наличных. В первую очередь это задумывается как антикоррупционная мера. Бумажные деньги подчас «прилипают» к рукам чиновников (не только у приставов – во многих ведомствах). Безналичные расчеты, как предполагается, дают меньше соблазна.

“Имеют место также случаи совершения данного преступления работниками, ответственными за ведение депозитных счетов структурных подразделений”, – сообщают в службе.

Антикоррупционная работа ведомства по итогам своих исследований сделала такие выводы. Поэтому А. О. Парфенчиков поручил ФССП ведомству разработать комплекс мер, направленных на снижение оборота наличных денежных средств.

Помимо выявления коррупционной составляющей при помощи обращений в ФССП, не мало уголовных дел возбуждается по материалам проведения ведомственных проверок. Сама служба достаточно активно самостоятельно выявляет недобросовестных сотрудников и занимается разработкой мер в отношении снижения показателей по коррупции.

Кстати сами сотрудники службы уведомляют о фактах, когда их пытаются подкупить. Так что предлагать взятку тоже опасно. По сигналам приставов за год было возбуждено 152 дела на граждан, предлагавших взятки [10].

По данным ФССП России количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела в первом полугодии 2016 года, распределяется по основным составам преступлений, следующим образом (в скобках данные за первое полугодие 2015 года): ст. 159 УК РФ (мошенничество) – 10 (18); ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) – 45 (40); ст.

285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) – 10 (24); ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) – 15 (19); ст. 290 УК РФ (получение взятки) – 50 (43); ст. 291 УК РФ (дача взятки) – 0 (1); ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) – 1 (1); ст. 292 УК РФ (служебный подлог) – 13 (11); ст. 293 УК РФ (халатность) – 6 (2); ст.

327 УК РФ (подделка, изготовление, сбыт поддельных документов) – 0 (1); иные преступления – 4 (1).

Также увеличился средний размер вымогаемых сотрудниками ФССП России взяток: с 140 тысяч рублей в 2014 году – до 154 тысяч рублей в 2015 году [11].

Наблюдается снижение по делам о мошенничестве, злоупотреблению и превышению должностными полномочиями. Но все также высоки показатели по статьям за взятку, халатность, присвоение или растрату.

Управлением противодействия коррупции будет уделено особое внимание на устранении причин и условий, способствующих совершению незаконного присвоения и растраты, также реализации комплекса мер, направленного на предупреждение и выявления взяточничества.

Основной причиной процветания коррупции в ФССП, является маленькая заработная плата. Главный судебный пристав А. О.

Парфенчиков предлагал вернуть законное вознаграждение для судебного пристава-исполнителя за взыскание задолженности, что, по его мнению, было бы эффективной мерой предупреждения коррупции, снизило бы количество правонарушений и в целом повысило исполнительную дисциплину судебных приставов.

Автор поддерживает позицию А.О. Парфенчикова и придерживается мнения тех ученых, которые считают, что преступление легче предупредить, чем устранять негативные последствия его совершения [1].

Кроме того, по нашему мнению, необходимо повышать статус судебного пристава, престижность службы, создавать здоровую конкуренцию.

Вместе с тем, требуется ужесточение уголовных наказаний по «коррупционным» статьям, поскольку в соотношении деяние – наказание, выбор будет очевидным.

Следует последовательно повышать нравственность и в гражданах, и в госслужащих, чтобы не возникало желание нарушить закон.

Также автор согласна с мнением Деревсковой В.М., Евдокимова К.Н., Оноховой В.В., Юрковского А.В.

и других ученых, что противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе в РФ должно носить комплексный характер (правовой, экономический, информационный, организационный, материально-технический и др.

) с обязательным привлечением институтов гражданского общества (общественные движения, политические партии, профсоюзы, образовательные и научные учреждения) и осуществлением общественного контроля [2, 4, 6].

Литература:

  1. Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Капинус О.С., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. Криминология. Общая часть. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.
  2. Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Ефимова Ю.С., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Любушкина В.П., Онохова В.В., Романов Д.И. Муниципальное право России: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 327 с.
  3. Довбня А.И., Юрковский А.В. Основные подходы к понятию коррупции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 27-28.
  4. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 239 с.
  5. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие.- Иркутск, 2012. 199 с.
  6. Юрковский А.В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Онохова В.В., Праскова С.В., Суркова И.С., Тирских М.Г., Шаламова А.Н. Конституционное право. учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. Иркутск, 2015. 611 с.
  7. Доклад Генерального прокурора «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению». Электронный ресурс. Режим доступа: http://genproc.gov.ru (Дата обращения 17.01.2017).
  8. «Главного судебного пристава Приамурья отстранили от работы» // Российская газета. – 2015. – 7 октября.
  9. «В Воронеже начальница судебных приставов задержана за взятку» // Российская газета». – 2014. – 19 июня.

Источник: https://moluch.ru/archive/139/39321/

Понятие закона
Добавить комментарий