Что такое частные судебные приставы

Частные судебные приставы. Новый уровень исполнения судебных актов

Что такое частные судебные приставы

Обсуждение на тему частных приставов не утихает: кто-то с большой опаской относится к появлению частных приставов, кто-то, не скрывая энтузиазма, уверен в успехе таких изменений.

Журнал “Профиль” провел небольшое исследование в этом вопросе.

Здесь публикую полную версию ответов на вопросы, которые были заданы автором статьи.

Как вы в целом оцениваете работу судебных приставов?

Если сравнивать с ситуацией 10-летней давности, то отношусь удовлетворительно, ранее ситуация c принудительным исполнением была хуже.

Если же сравнить с нынешними реалиями, то удовлетворительной ситуацию в целом назвать сложно: наблюдаются системные проблемы с кадрами и их квалификацией, перегруженность, низкая эффективность процедур реализации имущества, слабая организация информирования об исполнительных действиях и приёма взыскателей, неоправданно длительные сроки совершения процессуальных действий со стороны судебных приставов-исполнителей.

За многими такими симптомами кроется неудовлетворительный уровень развития и использования информационных технологий, низкий уровень материального обеспечения  приставов-исполнителей и в целом нединамичный характер внутренних изменений Службы судебных приставов.

Оправданы ли претензии и страхи граждан перед коллекторами?

Понятие «коллектор» некогда было свежим веянием, заграничным и звучным, связанным с новым уровнем профессионализма в области законного взыскания долгов, основанном на психологи, юриспруденции и экономике.

На сегодняшний день в массовом сознании людей путем неразборчивого обобщения понятий коллекторы — это «бандиты, которых надо запретить». Но ведь все что связанно с незаконными действиями в отношении должников и так всегда было запрещено.

Проблема возникла и из-за того, что де-факто «бандиты» переняли близкое к себе понятие, связанное с взысканием долгов и им никто этого не запретил.

Справедливости ради, если бы закон о коллекторской деятельности, принятия которого профессиональные участники давно добивались, был принят 12-15 лет назад, вероятно, такого смешения понятий бы не произошло.

Например, мало кто называет приставов «бандитами», во многом благодаря закону, который запрещает организациям использовать в своих названиях слово «пристав», поэтому приставы – это не любой кто захотел так называться. Так должно было быть и с коллекторами. Со временем люди разберутся, претензии и страхи не оправданы.

По вашему мнению, достаточно ли урегулирована их деятельность законодательно? Чего не хватает?

Коллекторская деятельность в России на сегодняшний день строго урегулирована, местами излишне жёстко. Коллекторы имеют свой надзорный орган — Службу судебных приставов, который периодически штрафует и исключает из реестра коллекторские организации.

Кстати, в вопросе регулирования деятельности коллекторских организаций во многом на волне популизма судебная и исполнительная системы получили еще больше проблем.

Так, планировалось, что коллекторы под надзором Службы судебных приставов разгрузят их в вопросах взыскания частных долгов, но в итоге, не определив в законе специальные права, полномочия и сферу ответственности, получили «250 белых коллекторов», не имеющих возможности даже новый номер телефона должника у оператора сотовой связи выяснить, оказались способными эффективно разве что судиться. Доступа к необходимым базам данных нет, полномочий на изготовление заключений о невозможности взыскания долга для внесудебного списания долга нет, упрощенных процедур взыскания бесспорных долгов нет.

При этом Служба судебных приставов получает дополнительное финансирование для контроля работы своих «подопечных», которые во многом в отсутствие зоны ответственности и полномочий занимаются тем, что загружают тех, кого должны были по задумке разгрузить.

Сейчас в ГД пытаются ограничить их работу, полностью запретив им передачу долгов населения хотя бы по ЖКХ. Поддерживаете?

Сама по себе процедура взыскания долгов — это реализация гарантии стабильности отношений и уверенности в завтрашнем дне. Должен — плати, универсальная конструкция имеющая самые давние и глубокие корни.

У государства на сегодняшний день есть необходимый инструментарий для наказания коллекторов, нарушающих закон, — штрафы до 2 млн рублей.

В таком контексте было бы странно со стороны государства принять закон, строго урегулировать отношения по взысканию долгов, предусмотреть довольно жесткие правила и карательные меры за нарушения в этой области, ввести институт банкротства, а потом — запретить взыскание некоторых долгов. Выглядит как признание в своей несостоятельности в области регулирования и надзора в этой сфере деятельности.

Какие запреты еще необходимы и почему?

Запретов в законе и так много. Следует скорее вести речь о специальных правах и более методичном надзоре в этой сфере.

Как вы относитесь к идее создать институт частных приставов?

Положительно. При этом система исполнения должна быть не обязательно полностью частной, она вполне может быть смешанной. Давно имеются яркие примеры успешности создания частных структур, обеспечивающих реализацию частных интересов, например нотариат.

Смешанная система исполнения не является новой и зарекомендовала себя в ряде стран, например Великобритании, Казахстане, Бельгии и некоторых других.

Зачем нужны обе структуры? В чем разница между коллекторами и частными приставами?

Как и было отмечено выше — коллекторские организации, включенные в реестр Службы судебных приставов, не имеют каких-либо специальных прав и полномочий. Вообще.

Частные приставы должны получить полномочия, обеспечивающее поиск имущества должника, его арест, изъятие и реализацию.

То есть частный пристав — это тот же пристав, имеющий полномочия, права и обязанности, несущий ответственность за свои действия, при этом существующий без государственного финансирования и рискующий с потерять этот довольно высокий социальный статус.

Как можно было бы поделить функционал между этими двумя структурами и судебными приставами? Какая доля дел придется на каждую?

По официальной статистике Службы судебных приставов взыскатель на переходном этапе должен иметь альтернативные возможности подачи исполнительного документа как в государственную службу судебных приставов, так и частному судебному приставу.

Какое количество людей может быть занято в них?

Порядка 3000 частных судебных приставов, не считая вспомогательный персонал.

Сможет ли такая сложная схема работать эффективно?

Да, вполне.

Все будет во многом зависеть от лидеров в этой сфере их энтузиазме, наборе ценностей, принципиальности в их соблюдении и содействии государства в установлении и соблюдении прозрачных правил получения такого статуса, предоставлении необходимых для эффективного взыскания прав и возможностей, последующего контроля соблюдения прав граждан и частных организаций при осуществлении взыскания долгов частными приставами. 

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/3/27/chastnye_sudebnye_pristavy_novyj_uroven_ispolneniya_sudebnyh_aktov

Системы принудительного исполнения зарубежных государств

Что такое частные судебные приставы

Следует отметить, что системы органов принудительного исполнения разных государств носят национальный характер и складываются в каждой стране под влиянием различных факторов. Системы принудительного исполнения подразделяются на: государственную, частную и смешанную.

Государственная система принудительного исполнения

В таких странах как Беларусь, Германия, Дания, Израиль, США, Финляндия, Швеция действует государственная система принудительного исполнения.

Статус государственного служащего обеспечивает судебному исполнителю возможность наделения публичной властью и властными полномочиями, доступ к закрытой информации, а также взаимодействие в процессе работы с другими государственными органами. Как правило, функции по принудительному исполнению возлагаются на должностных лиц, работающих в органах судебной власти, являясь должностными лицами судебной системы, либо исполнительной власти, как правило, при органах юстиции.

В России, США, Финляндии органы принудительного исполнения входят в систему исполнительной власти.

В Республике Беларусь, Германии, Израиле, Республике Казахстан принудительное исполнение возлагается на должностных лиц, состоящих при судах.

Частная система принудительного исполнения

Частная система принудительного исполнения характеризуется тем, что судебный исполнитель является свободным профессионалом, самостоятельно организующим свою деятельность и несущим при этом полностью имущественную ответственность за результаты своей работы.

Частный судебный пристав получает полномочия от государства в лице органов юстиции и действует от имени государства. Доступ к профессии регулируется законом и осуществляется, как правило, на конкурсной основе.

Государство регулирует компетенцию частного судебного пристава, процедуры деятельности, размер тарифов и иного вознаграждения, взимаемого в качестве вознаграждения за труд частного судебного пристава.

Государство контролирует работу частного судебного пристава, осуществляет проверки профессиональной деятельности, а также выдает и отзывает лицензии на право деятельности.

В Бельгии, Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Румынии, Словакии, Словении, Франции, Эстонии, Литве судебные исполнители являются частными лицами, работающими по лицензии. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.

Смешанная система принудительного исполнения

Смешанная система принудительного исполнения характеризуется для государств как: Бельгия, Болгария, Великобритания (Англия, Уэльс, Шотландия), Казахстан, Канада.

Бельгия

В Бельгийской системе судебный пристав не может действовать свободно. Королевский Указ о назначении, определяет район, в котором судебный пристав будет осуществлять свою деятельность. Судебному приставу не разрешается иметь более одного офиса, который должен находиться в городе, определенным Министерством юстиции.

Болгария

В Болгарии сложилась смешанная система исполнения судебных актов, в которой действуют как государственные, так и частные судебные исполнители.

В соответствии с законом о частных судебных исполнителях частный судебный  исполнитель является лицом, на которое государством возложено принудительное исполнение  частных имущественных требований. Вместе с тем, закон допускает, что государство может возложить на частных судебных исполнителей исполнение в пользу государства.

Все государственные органы, должностные лица и организации должны оказывать содействие в исполнении частным судебным исполнителем своих функций.

Институт частных судебных исполнителей Болгарии функционирует довольно эффективно, о чем говорит тот факт, что абсолютное большинство исполнительных документов находятся на исполнении именно у частных судебных исполнителей, а не у государственных. Этому в первую очередь способствует предоставленный законом широкий круг полномочий частным судебным исполнителям и установленные приемлемые платы (сборы) за их услуги, которые стимулируют частного судебного исполнителя работать эффективнее.

Кроме государственных и частных судебных исполнителей в Болгарии взыскание осуществляют так называемые «публичные исполнители», на которых возложено взимание налоговых задолженностей, штрафов и других взысканий в пользу государства.

Казахстан

Система исполнительного производства в Республике Казахстан находится в составе судебной ветви власти.

В Республике Казахстан с 2010 года начала действовать смешанная система принудительного исполнения, функции по принудительному исполнению возлагаются как на частных, так и на государственных судебных исполнителей.

Следует заметить, что к исполнению частных судебных исполнителей не могут быть приняты исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство.

Лицензия судебному исполнителю выдается уполномоченным органом на основании решения квалификационной комиссии. Уполномоченный орган ведет Государственный реестр лицензий на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов.

Канада

В Канаде не существует централизованной системы исполнительного производства на федеральном уровне, и как следствие нет единого регулирования исполнительного производства. Регулирование порядка исполнения судебных актов производится на уровне отдельных провинций.

Принудительное исполнение в Канаде осуществляются шерифами (sheriff), состоящими на государственной службе, а также частными судебными исполнителями (bailiff) или специализированными фирмами, предоставляющими на коммерческой основе услуги в области правоприменения по гражданским делам, которые получают лицензию на данную деятельность от государства и осуществляют ее самостоятельно.

Типология судебных приставов (в канадской правовой терминологии – bailiff или sheriff) различается в зависимости от их подведомственности и вытекающего отсюда соответствующего правового статуса, а также функциональных обязанностей.

Для канадской модели исполнительного производства характерным является наличие системы частного исполнения судебных решений, когда полномочия принудительных исполнителей (в первую очередь, такие меры принудительного исполнения как обращение взыскания на имущество и денежные средства должника) выполняются не государственными служащими, а частными лицами или специализированными фирмами.

В последние годы в Канаде наблюдается тенденция передачи полномочий в сфере гражданского исполнительного производства от государственных ведомств частным агентствам.

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:48 / 26 августа 2011 11:13

Версия для печати

Источник: http://fssprus.ru/inter_razdel11

Бюро в СМИ – Об институте частных судебных приставов | «Банковское обозрение» цитирует выступление Дмитрия Степанова на Форуме Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)

Что такое частные судебные приставы
10 декабря 2018

Об институте частных судебных приставов | «Банковское обозрение» цитирует выступление Дмитрия Степанова на Форуме Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)

Частный пристав vs робот-коллектор

Коллекторы активно внедряют новые технологии и ратуют за институт частных приставов.

Формы сотрудничества с банками, использование новых технологий при взыскании долгов и перспективы введения института частных судебных приставов обсудили на Форуме Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) «Экологичный коллекшн: взгляд в будущее»

По прогнозам компании Frank RG, рынок взыскания продолжит активно расти вместе с банковским сектором, заявил ее гендиректор Юрий Грибанов. Он оговорился, что анализ проведен прежде всего по объемам взыскания в банковском секторе, так как информация с коллекторского рынка чаще всего закрыта.

[…]

Банки действительно внимательнее относятся к риск-менеджменту, поэтому доля просрочки, хоть и растет в количественном отношении, в процентном — падает, убежден начальник управления стратегий взыскания и контроля за качеством кредитного процесса МТС Банка Олег Чистов. «Растет доля привлечения через цифровые каналы.

Там сильно вырос уровень анализа клиента. Это значит меньше просрочки, но и меньше ставки и доходность по кредитам, тем более весомой становится роль коллекторов, — отметил он. — В этих условиях при работе с коллекторским агентствами растет фактор экономической эффективности.

Поэтому мы всегда взвешиваем, что ты лучше можешь сделать сам, а что лучше сделают твои партнеры из коллекторских агентств». «Изначально мы сегментируем портфель просрочки и сравниваем эффективность использования каждого инструмента в каждом клиентском сегменте.

В абсолютном объеме наш портфель просрочек распределен в пользу инхаус-иснтрументов, — отметил О. Чистов.

— Если же поделить портфель по числу дней просрочки от одного дня до трех месяцев, от трех месяцев до года и свыше года, то картина будет такая: 1–90 мы взыскиваем внутри, 90–365 — стадия судебных рассмотрений на высоких сроках просрочки, а на стадии 365+, когда дело переходит в стадию судебных взысканий, инхаус и аутсорсинг делятся поровну».

Схожие методики работы с просрочкой и оценки эффективности применяются в банке «Ренессанс Кредит», по словам руководителя службы по работе с проблемными кредитами Анастасии Масловой. Кроме того, Банк выстроил для коллекторских агентств программу лояльности в зависимости от эффективности их работы.

«Мы видим, что наиболее вкусный рынок, где процент возврата существенно больше, — это как раз 1–90, на втором месте — 90–365, а на последнем долги свыше года, — заявила А. Маслова.

— Чтобы стимулировать наших партнеров, мы даем коллекторским агентствам проявить себя в работе с сегментом 365+, три наиболее эффективных пропускаем во второй сегмент, и две самые эффективные компании получают доступ к “премиальному” сегменту».

Чтобы повысить эффективность своей работы, коллекторы активно внедряют новые технологии. Так, впечатляющую презентацию робота-коллектора провел гендиректор ООО «АБК» (коллекторская компания Сбербанка) Дмитрий Теплицкий. Программа на основе искусственного интеллекта способна вести полноценный диалог с должником, учитывая его ответы.

Даже простой в сравнении с ИИ ой анализ способен существенно повысить эффективность работы с клиентами, отметил гендиректор коллекторского агентства ЭОС Антон Дмитраков. «Он позволяет отследить по фразам и словам реакции респондентов от негативных до позитивных. В результате его применения доля негатива снизилась на треть».

Тем не менее зампред правления компании «Сентинел» (коллекторская компания Альфа-Банка) Илья Чиркин отметил, что в их компании по-прежнему самый эффективный способ взыскания связан с личным визитом коллекторов к должнику. «Выездная работа существенно дороже, но и отдача от нее на порядок выше».

Развить этот эффективный канал взысканий коллекторам могло бы сильно помочь введение института частных судебных приставов, и эта новелла гораздо ближе, чем кажется.

Выступая на Форуме, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов представил концепцию Федерального закона «О частных судебных приставах», написанную по заказу НАПКА.

«Очень многие вещи, которые буквально вчера казались несбыточными и невозможными, сейчас воспринимаются как само собой разумеющиеся, — выразил надежду на скорое принятие Закона Д. Степанов.

— Если когда-то та модель судебных приставов, которая действует сейчас в России, была повсеместной, то сейчас все больше стран полностью отказываются от государственных приставов». Это вызвано большей эффективностью частных судебных приставов по сравнению с государственными. Так, при внедрении этого института в Литве коэффициент взыскания вырос в три раза. Аналогична статистика — по другим странам. В то же время по мере роста числа судебных решений к исполнению эффективность ФССП в России падает. Она снизилась с 17% в 2012 году до 12% в 2016-м.

«Как только государство вводит институт частных приставов, так тут же возрастает процент эффективного коллекшена, — сообщил Дмитрий Степанов.

— Совершенно очевидно, что при текущем финансировании и кадровом обеспечении служба ФССП просто физически не может эффективно обработать все судебные акты, которые они вынуждены исполнять.

Мы могли бы повысить эту эффективность в несколько раз, что было бы выгодно всем».

Самый болезненный и политически чувствительный вопрос реформы — распределение компетенций между частными и государственными приставами.

Федеральная служба судебных приставов неоднократно соглашалась с тем, что время для введения частных приставов назрело, но они должны заниматься взысканием исключительно с юридических лиц. «По большому счету проблем со взысканием долгов с юридических лиц нет», — отметил Д. Степанов.

— Поэтому, если принять такой вариант реформы, то новый институт частных приставов просто не будет работать. «В мире водораздел полномочий проходит по совершенно другой границе, — считает он. — Обычно исходят из того, что частники занимаются всем, кроме одного-двух сегментов.

Прежде всего они не занимаются сбором долгов с госструктур, а в нашем случае, очевидно, это будут еще и госкомпании. И также чаще всего они не занимаются приведением в исполнение судебных актов о признании».

Автор – Алексей Лампси

С полным текстом публикации можно ознакомиться на сайте издания по ссылке.

Источник: http://epam.ru/rus/media/view/o-kontseptsii-vnedreniya-chastnyh-sudebnyh-pristavov-bankovskoe-obozrenie-tsitiruet-vystuplenie-dmitriya

Частные судебные исполнители Павлодарской области

Что такое частные судебные приставы

С  2011 года  в системе исполнительного производства Республики Казахстан начала действовать альтернатива государственным судебным исполнителям – частные судебные исполнители.

Частный судебный исполнитель-конкурентное на рынке услуг лицо, предоставляющее услуги по взыскиванию задолженностей, права и обязанности которого четко регламентированы в Законе РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

В настоящее время на территории Павлодарской области действуют 41 частных судебных исполнителя.

К исполнению частным судебным исполнителем принимаются все исполнительные документы, предусмотренные вышеуказанным Законом, за исключением исполнительных документов о взыскании с государства или с юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ним юридическим лицам.

    №Ф.И.О.Адрес телефон офиса
1Саттаров Ринат Ханубековичг. Павлодар, ул. Ген.Дюсенова 106 офис 207, 65-21-36
2Мукашева Фарида Айтакановнаг.Павлодар, ул.Ленина 143 офис 3, р. т. 61-80-12
3Джандарбеков Ерлан Серикбаевичг.Павлодар, ул.1 Мая 189, офис 203 р.т. 65-47-79,
4Куандыкова Алия Амангельдиновнаг.Павлодар, ул.Ленина 143 офис 35, р.т. 61-81-38
5Куштарова Гульжанат Алижановнаг. Павлодар, ул. Ген. Дюсенова 106 офис 212, 32-63-52
6Пашаров Айдос Абдижаппарович  г.Павлодар, ул.1 Мая д. 189, офис 405,   78-37-40
7Сыздыков Айбол Серикпаевич г.Павлодар, ул. Толстого 19, офис 52,  78-35-65
8Бушумбаева Алия Рахматуллаевнаг.Павлодар, ул.1 Мая 189, офис 205, 65-47-86,
9Уахитова Айнур Жаслановнаг.Павлодар, ул. Ак. Сатпаева 46 офис 207а,
10Байсақ Меңдеш Елюбайұлы  г.Павлодар, ул. 1 Мая 189 офис 110тел. 65-47-98
11Калымов Ерлан Акрашевичг.Павлодар, ул. Естая 39 офис 2 р.т. 618-666
12Копбасов Кайрат Хапсаматовичг. Павлодар, ул. Естая 39 офис 2 р.т. 618-666
13Абельдинов Абай Зейнуллаевичг. Павлодар, ул. Каирбаева 34 офис 407, 32-90-60
14Шахматалинова Айжан Айдосовнаг. Павлодар, ул. Ген. Дюсенова 106-101, 32-84-62
15Цечоев Асланбек Юсуповичг.Павлодар, ул.1 Мая 189, 2 этаж, офис 204,  р.т. 65-47-93
16Жолумбетов Тимур Маратбековичг.Павлодар, ул.Крупская 76 оф 304,                             66-10-47
17Ахметов Данияр Махмутовичг. Павлодар, ул. Каирбаева 34 офис 407
18Баяндин Рустам Сансызбаевичг. Павлодар, ул. Ленина 143 офис 25, 61-81-05
19Алдажарова Калия Сарсентаевнаг. Павлодар, ул. 1 Мая 189, офис 203Тел.  65-47-79,
20Мусинова Айгульг. Павлодар, ул. Каирбаева 34 офис 407, 32-90-60
21Каракесеков Медет Тулегеновичг. Павлодар, ул. 1 Мая 189 офис 307
22Жумабаев Куаныш Хамзиновичг.Павлодар, ул. 1 Мая 189 офис 110тел. 65-47-94
23Омаров Кайрат Кабпасовичг.Павлодар, ул. 1 Мая 189 офис 110
24Бекқожин Қайрат Жетібайұлы      г.Павлодар, ул. Ак. Сатпаева 5Б офис 301
25Ольжибаев Руслан Таймысовичг.Павлодар, ул. Камзина 68, 61-49-04
26Ишанова Айжан Жанатовнаг.Павлодар, ул. 1 Мая 189 офис 305,65-33-82
27Туякбаева Айжан Бакыбаевнаг. Павлодар, ул. Пл. Победы 25 офис 126, 62-74-02
28Жанбуршинов Алибек Темиржановичг. Павлодар, ул. Крупская 76 офис 206, тел. 55-44-13
29Касенов Мурат Кабдул-Хамитовичг. Павлодар, ул. 1 Мая 189 офис 203
30Ишметова Алина Фаритовнаг. Павлодар, ул. 1 Мая 189 офис 204
31Утебеков Жандос Жаксылыковичг. Экибастуз, Машхур Жусупа 90А, оф. 6
32Жумашев Самат Толешевичг. Экибастуз, ул. Машхур Жусуп 105 офис 3, р.т.8(718-7) 77-17-17
33Тлеулина Бариха Заиргельдиновнаг. Экибастуз, ул. Машхур Жусуп 113 офис  2, 8 (718-7) 77-15-55
34Алмасов Сабит Жолдасбековичг. Экибастуз, ул. Машхур Жусуп 90А офис 8, тел. 8 (718-7)  34-96-00
35Шуманов Азамат Буркутовичг.Экибастуз, ул. Торайгырова 25Б, 8-701-367-21-06
36Сыздыкова Алмагуль Максутовнаг. Экибастуз, ул.  Машхур Жусуп 52В офис 324,    
37Садвакасова Карлыгаш Жамбыловнаг. Экибастуз, ул. Сатпаева, 13,8-(7187) 77-58-98
38Мачульская Гулжамила Айтекеевнаг. Экибастуз, ул.  Строительная 1268 (7187)75-89-74
39Касенов Умбет Узакбаевичг. Аксу,  ул. Вокзальная д. 16/2тел.  8-7187-4-22-27
40Кабиден Куандык Кабиденулыг. Аксу, ул. Вокзальная, д. 16, каб. 1    
41Кулумбаев Мурат Нуржановичг. Аксу, ул. Вокзальная, д. 16, каб. 1    

Источник: http://www.pvl.adilet.gov.kz/ru/node/90209

Деятельность частных судебных исполнителей в РК – все новости на Atameken Business Channel

Что такое частные судебные приставы

К вам пришел судебный исполнитель

В последнее время участились жалобы на работу частных судебных исполнителей.

В социальных сетях люди жалуются, что у них арестовывают банковские счета, сообщают о заочных судебных решениях о взыскании штрафов, при этом сами граждане часто оказываются попросту поставлены перед фактом.

При этом частный судебный исполнитель еще и требует оплату за свои услуги. inbusiness.kz вместе с Министерством юстиции объясняет, какие полномочия есть у частного судебного исполнителя и что делать людям, если судебный исполнитель превысил свои полномочия.

– По каким делам может работать частный судебный исполнитель? Кто вообще к ним обращается?

– Вся деятельность частных судебных исполнителей четко регламентирована Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Пункт 1 статьи 138 этого закона гласит, что к исполнению частным судебным исполнителем принимаются все исполнительные документы, за исключением тех, где одной из сторон является государство. Закон четко оговаривает весь перечень таких документов:

1) о взыскании с государства;

2) о взыскании с юридического лица, 50% и более голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ним юридическим лицам;

3) о взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;

4) о взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячу месячных расчетных показателей (в 2018 году 1 МРП составляет 2405 тенге);

5) о конфискации имущества либо о передаче имущества государству;

6) о выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства.

Таким образом, если исполнительное производство не относится к этим шести пунктам, частный судебный исполнитель может его принять как от физического, так и от юридического лица.

– Как вообще работает этот механизм? Почему судебный исполнитель просто ставит «перед фактом» и начинает требовать деньги?

– Просто «ставить перед фактом» вас не должны, объясняют в Министерстве юстиции. Порядок действий как органа, налагающего штраф, так и судебного исполнителя, к которому обратились за принудительным взысканием, четко прописан в законодательстве.

Так, в соответствии с требованиями Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и Кодекса РК об административных правонарушениях, судебный исполнитель принимает постановления на принудительное исполнение от уполномоченного органа.

Постановлению о принудительном исполнении должна предшествовать работа госоргана, наложившего штраф, с самим нарушителем – по добровольному исполнению взыскания.

И только в случае отказа правонарушителя исполнить взыскание в добровольном порядке принимается решение о принудительном исполнении.

При этом сам правонарушитель обязан предоставить в уполномоченный орган подтверждающие документы об уплате административного штрафа. Если документы не предоставлены, госорган может и не узнать, что штраф оплачен, и принять меры по принудительному взысканию.

Таким образом, государственный орган, наложивший административный штраф, обязан принять все меры для взыскания данного штрафа в добровольном порядке в течение 30 дней либо до трех месяцев путем взыскания наличными денежными средствами, уплаченными должником в добровольном порядке, либо путем направления постановления по месту работы должника, либо по месту получения пенсии, стипендии, либо по месту, где должник имеет источник дохода.

Только по истечении срока добровольного исполнения в случае если должник уклоняется от добровольной уплаты и не работает, не является получателем пенсии и стипендии, не имеет других источников дохода, то орган, наложивший административный штраф, выносит мотивированное постановление о принудительном исполнении и направляет региональную палату частных судебных исполнителей. К постановлению о взыскании штрафа на принудительное исполнение обязательно прилагается копия документа, подтверждающего факт надлежащего извещения лица о добровольной уплате штрафа и справка налогового органа о непоступлении суммы штрафа.

– Может ли частный судебный исполнитель наложить арест на банковские счета?

– Да, может. Согласно статье 31 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», основанием для применения мер принудительного исполнения является исполнительный документ, принятый судебным исполнителем к своему производству. В соответствии со статьей 32 закона судебный исполнитель обязан принять меры по обеспечению исполнения исполнительных документов.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительных документов являются наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц (в том числе в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях).

– Если я уже давно оплатил штраф, но судебный исполнитель почему-то не в курсе этого и требует повторной уплаты не только штрафа, но еще и его работы?

– Видимо, штраф вы оплатили, но не предоставили подтверждающие документы в уполномоченный орган (который наложил на вас штраф).

Поэтому вам необходимо предоставить частному судебному исполнителю подтверждающий оплату документ, после чего частным судебным исполнителем будут приняты меры по прекращению исполнительного производства и отмене всех принятых мер обеспечения исполнения.

При таких обстоятельствах оплата деятельности частного судебного исполнителя не производится, поскольку сумма штрафа оплачена до возбуждения исполнительного производства.

– Получается, я все оплатил, они платеж потеряли где-то, и мне теперь снова бегать и доказывать, что ничего не должен?

– К сожалению, такие сбои в системах случаются. Поэтому, если, к примеру, вам оформили штраф за нарушение ПДД, лучше самому проехать после уплаты штрафа в дорожную полицию и зарегистрировать квитанцию об оплате.

Над налаживанием системы информационного взаимодействия госорганы активно работают.

В Министерстве юстиции рассказали, что для решения задач по получению от всех государственных органов, являющихся субъектами административной практики, исполнительных документов в форме электронного документа уже прорабатывается вопрос по информационному взаимодействию двух систем – Автоматизированной информационной системы органов исполнительного производства (АИС ОИП) с Единым реестром административных производств (ЕРАП). Запланированы разработка и тестирование информационного взаимодействия, ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2018 года. С введением этой системы в действие в электронном формате будет отражена информация об отсутствии оплаты суммы административного штрафа.

– Если частный судебный исполнитель явно превышает свои полномочия, что делать и куда жаловаться?

– Полномочия частных судебных исполнителей четко определены Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», и за их превышение предусмотрена ответственность.

Так, ответственность частного судебного исполнителя предусмотрена статьей 150 закона, согласно которой неисполнение либо ненадлежащее исполнение частным судебным исполнителем возложенных на него обязанностей и должностных полномочий влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность. А именно: частный судебный исполнитель обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 127 закона решение и действие (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа или отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы в суде в порядке и сроки, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан.

Также контроль над законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, его территориальными органами, Республиканской палатой и региональными палатами частных судебных исполнителей, в связи с чем стороны исполнительного производства имеют право обратиться с соответствующим заявлением по своему усмотрению в указанные органы осуществляющий контроль.

– Эти жалобы вообще рассматривают?

– Обязательно. По данным Министерства юстиции, в 2017 году поступило 2668 жалоб, за I квартал 2018 года – 680 жалоб. За нарушение законодательства в отношении частных судебных исполнителей принимаются меры дисциплинарной ответственности, а также по приостановлению и прекращению действия лицензии.

Так, в прошлом году 1071 частный судебный исполнитель привлечен к дисциплинарной ответственности, 85 лицензий приостановлено, 28 лицензий прекращено. За I квартал 2018 года 139 ЧСИ привлечены к дисциплинарной ответственности, 35 лицензий приостановлено, девять лицензий прекращено.

В Минюсте приводят такой пример: у частного судебного исполнителя находилось исполнительное производство о взыскании с физлица задолженности в размере 527220 тенге. Частный судебный исполнитель начал производить действия по проникновению в жилье должника и описи и ареста его имущества.

Тогда как, согласно статье 25 Конституции, жилище является неприкосновенным объектом.

Действия судебного исполнителя были признаны незаконными, и, принимая во внимание факты неоднократного нарушения требований действующего законодательства, действие лицензии на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя было прекращено.

В Министерстве юстиции подчеркивают: для исключения возникновения проблемных вопросов при исполнении судебных актов самим гражданам необходимо своевременно принимать меры по погашению имеющейся задолженности, а также своевременно судебных и иных актов, до предъявления исполнительных документов к исполнению.

Ирина Севостьянова

Источник: https://inbusiness.kz/ru/specprojects/sovetyabctv1005

Бизнес предложил подключить к взысканию долгов частных приставов :: Финансы :: РБК

Что такое частные судебные приставы

Зачем нужны частные приставы

Нынешняя система исполнения решений судов нацелена на отработку мелких жалоб на незначительные суммы, указывают авторы законопроекта в пояснительной записке: например, в 2017 году судебные приставы взыскали 13% от общей суммы задолженности (данные ЦСР), а большинство дел приходилось на небольшие штрафы. Частное взыскание, напротив, более эффективно, оно может снизить нагрузку на госорганы и бюджетные расходы, считают авторы инициативы.

По данным ФССП, в прошлом году ведомство получило 60,3 млн исполнительных листов, в работе у приставов числилось 87 млн производств. Служба принудительно взыскала с должников 676,3 млрд руб., но общую сумму задолженности по исполнительным листам не раскрыла.

Действие документа ТПП распространяется на исполнение решений по судам с участием организаций, а также по арбитражным делам. Предполагается, что частные судебные приставы смогут исполнять судебные акты по спорам, в которых участвуют юридические лица, в частности по коммерческим разбирательствам в арбитраже.

Компания, выигравшая дело, сможет обратиться к такому приставу, заключив с ним договор частного судебного исполнения.

Специалист за вознаграждение будет применять те же меры принудительного взыскания, что и госслужащие: арестовывать имущество и счета должника, обращать на них взыскание, требовать освободить помещение, если речь идет о недвижимости.

Однако частные приставы будут подконтрольны и подотчетны ФССП, Минюсту, а также профессиональным объединениям. Регулировать деятельность частных приставов будут Федеральная и региональные палаты судебных исполнителей, следует из проекта. Эти структуры будут подчиняться ФССП и Минюсту.

Как говорится в тексте документа, частным приставом может стать только гражданин России старше 25 лет, который имеет высшее юридическое образование и отработал по специальности не менее двух лет.

Кандидат должен сдать специальный квалификационный экзамен, разработанный Минюстом, и зарегистрироваться в Палате частных судебных приставов. Подтверждать свои знания частным приставам придется каждые четыре года.

Независимые исполнители не смогут заниматься предпринимательской деятельностью и будут нести персональную ответственность за соблюдение закона при взыскании задолженности. Предполагается создание специального реестра таких приставов.

РСПП не принимал участия в разработке законопроекта от Торгово-промышленной палаты, но саму инициативу поддерживает, сказал РБК вице-президент по корпоративным отношениям и правовому обеспечению РСПП Александр Варварин. Документ поступил на рассмотрение в Минюст, сообщила пресс-служба ведомства, но не стала давать оценок проекту. Пресс-служба ФССП не ответила на запрос РБК.

Приставы только для бизнеса

Законопроект затронет споры юридических лиц. По данным ЦСР, в 2016 году (более свежей статистики нет) приставы возбудили 383 тыс. исполнительных производств, которые касались претензий компаний друг к другу. Это всего 0,74% от всего количества дел в работе ФССП.

«Количество исполнительных производств, по которым и взыскателями, и должниками выступают юрлица, самое незначительное. По нашим оценкам, в этом году общее количество дел достигнет 100 млн. Даже если по юрлицам будет 600 тыс.

производств, это в районе 0,5%.

Говорить о том, что решение проблем с этим объемом снизит нагрузку на исполнительное производство, я бы не стал», — говорит президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев.

Дел о взыскании средств с юрлиц немного, соглашается партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов, но средняя сумма задолженности по одному исполнительному листу намного выше. В 2016 году она составила 4,1 млн руб., а в среднем по России (по делам с участием государства, юридических и физических лиц) — всего 712 тыс. руб., следует из данных ЦСР.

Эффективность взыскания в коммерческом секторе сейчас чрезвычайно низкая, отмечает Варварин: «С точки зрения макроэкономического эффекта (ускорение платежей, повышение платежной дисциплины, решение проблем накопившихся долгов), применение нового подхода к юрлицам будет наиболее эффективно».

В обществе есть «накопленная усталость», поэтому нужны «очень существенные сигналы об изменении практики», и введение частных судебных приставов — один из вариантов, говорил в интервью РБК глава «ФК Открытие» Михаил Задорнов.

Смогут ли частные приставы заменить государственных

Ведение исполнительного производства не требует от специалиста необычных навыков, считает Боломатов: «Нужно произвести розыск имущества, направить запросы в банки и госорганы, может быть, обсудить с кредитором, где может быть имущество должника. […] Если такую работу будет выполнять частное лицо за вознаграждение, за определенный процент, ничего страшного не случится».

Исполнение судебных решений по корпоративным спорам все же требует от пристава определенных знаний, считает руководитель проектов юридической группы «Яковлев и партнеры» Андрей Набережный, с такой работой могли бы справиться коллекторы. «Частные приставы будут замотивированы исполнять судебные акты. У сотрудников ФССП этого нет, поскольку они «сидят» на фиксированной зарплате, нет принципа «сколько наработаешь, столько и получишь», — добавляет юрист.

Переток коллекторов в частные приставы не лучшая практика, считают в РСПП. «Коллекторы действуют в интересах своих клиентов, используют определенные приемы по взысканию долгов.

У частного пристава должен быть другой статус, специалист должен быть объективен, беспристрастен и действовать с учетом интересов и должника, и кредитора», — говорит Александр Варварин.

Такие приставы не должны заключать договоры с компаниями, им следует дать особый статус как арбитражным управляющим, которые назначаются судами, считает он. Риск злоупотреблений со стороны частных исполнителей есть, соглашается Андрей Набережный.

Юлия Кошкина

Источник: https://www.rbc.ru/finances/01/10/2019/5d9353709a7947aa0e6fcec2

Понятие закона
Добавить комментарий